Рынок грузовиков: сценарий 2009 года

Опубликована 25 февраля 2015, 20:10

Прогнозы аналитиков российского авторынка на 2015 год консервативны, если не сказать больше. Они в принципе не содержат оптимизма. По данным экспертов Ассоциации европейского бизнеса спад объемов продаж легковых и легких грузовых автомобилей составит 24%.  Прогноз KIA Motors– не менее 30% в сегменте легковых. Оценка маркетологов консалтингового агентства PWC-Россия составляет 35%. Однако, если обратиться к истории, то реальная величина сокращения рынка может быть гораздо большей, а приведенные прогнозы можно расценить как крайне осторожные.

В 2009 году объем продаж легковых автомобилей сократился на 49% относительно 2008 года и составил 1,46 млн единиц. В сегменте грузовых автомобилей произошел обвал. В 2009 году производство грузовиков сократилось до 92 тыс. против 250 тысяч в 2008 году. Спад объемов производства составил 63%. Стоит оговориться, что понятия «продажи» и «производство» не перепутаны. Объемы производства грузовых автомобилей для нас является искомой величиной, объем продаж легковых автомобилей – индикатором.

Возможен ли сценарий 2009 года на рынке грузовых автомобилей? Вполне и даже более. Величины сжатия всех сегментов автомобильного рынка весьма близки к величинам снижения стоимости национальной валюты. На стыке 2008-2009 годов рубль почти скачкообразно просел на 52%. С началом 2010 года наступил период относительной стабилизации, однако к начальной отметке июля 2008 года – 23,35 он уже не вернулся, и период с 2010 по 2013 года мы прошли с подешевевшим на 25% рублем. В новейшей истории национальная валюта, так же скачкообразно, потеряла 76% стоимости относительно доллара США.

В 2014 году отечественные автопроизводители выпустили порядка 170 тыс. грузовиков. Это на 15% меньше, чем в 2013 году (см. диаграмму 1). В текущем году прогнозный объем производства составит порядка 90-130 тыс. автомобилей. Поэтому вновь созданным предприятиям с низкой степенью локализации производства (см. публикацию «Столкновение на рынке грузовых автомобилей») следует набраться терпения лет на пять-семь. Именно в течение этого временного интервала спрос на грузовые автомобили может восстановиться до уровня 2012 года.

Резюмировать следует тем, что отечественные автопроизводители вновь получают шансы на укрепление своих рыночных позиций. Сумеют ли они их реализовать?

Диаграмма 1. Производство грузовых автомобилей в России

 

Urfotrans.ru