Владельцы вагонов, заплатите за парковку

Опубликована 31 июля 2013, 23:17

Железнодорожные грузоперевозки осуществлялись бы намного эффективнее в условиях отсутствия больших скоплений порожнего состава в районах станций формирования. Образовавшиеся скопления в значительной степени снижают пропускную способность железнодорожной инфраструктуры. Другими словами, при хорошо отлаженной системе диспетчеризации грузового движения, разговоров об избыточности вагонного парка, попросту бы не возникло.

Причина скоплений очевидна. Транспортные компании выдерживают подвижной состав в ожидании выгодных контрактов. Рынок транспортных услуг замыкается вокруг крупных компаний, намного усложняя участие в нем грузоотправителей с небольшими, но стабильными объемами грузоперевозок. Правда, в последнее время небольшие сдвиги, обусловленные фактором внутренней конкуренции, наметились. Однако, до полного решения всех вопросов, связанных с децентрализацией процесса железнодорожных грузоперевозок пока далеко.

Предложения о создании объединений собственников, в которых подвижной состав станет обезличенным (подробнее в публикации «Грузоперевозки для клиента») возможно в ближайшем будущем и найдет свое воплощение в действительности.

А пока Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму проекты федеральных законов о внесение изменений в Устав железнодорожного транспорта РФ и в Федеральный Закон «О железнодорожном транспорте РФ».

В соответствии с законопроектами, транспортным компаниям, вменяется ответственность за сверхнормативные простои порожнего состава на путях общего пользования, а грузоотправителям  - за превышение лимитов времени на погрузку – выгрузку вагонов. Таким образом, если указанные выше нормативные акты будут приняты, то содержание порожних грузовых вагонов станет платным, и для операторов РЖД появится стимул в активизации своей позиции на рынке.

Так же, принятие законопроектов позволит расставить по местам понятия «оператор РЖД» и «собственник подвижного состава», так как профессиональный участник рынка железнодорожных грузоперевозок, который непосредственно предоставляет транспортные услуги грузоотправителям один. Это оператор РЖД. Собственник подвижного состава получит право лишь сдавать вагоны в аренду операторам РЖД. Это позволит намного повысить уровень профессионализма в отрасли.

И еще один серьезный штрих. Если ранее разрабатывались нормативы резервирования подвижного состава для ОАО РЖД в целях осуществления социально значимых и стратегических грузоперевозок, то теперь все упростилось. По решению Правительства РФ, подвижной состав транспортных компаний может быть изъят на неопределенное время для осуществления перевозок при возникновении угроз социально – экономического и военного характера.

Urfotrans.ru