Транспортные компании, объединяйтесь!

Опубликована 17 декабря 2012, 20:11

В текущем году коду количество железнодорожных транспортных компаний сократилось на три процента и составило немногим больше тысячи шестисот. Пока это не является устойчивой тенденцией, однако повод для размышлений есть.

Транспортные компании, относящиеся к категории операторов РЖД условно можно разделить на три класса. Крупные, средние и мелкие. К категории крупных относятся компании, у которых количество единиц подвижного состава насчитывает десяток тысяч и более.  К категории мелких – до ста единиц. В промежуточном диапазоне – средние транспортные компании, численность которых не изменилась. К крупнейшим компаниям относились два десятка операторов, на которых приходилась половина от общего объема грузоперевозок на железной дороге. Сегодня на рынке осталось шестнадцать компаний, изменение численности которых связано с процессами слияний. Количество мелких компаний сократилось на сорок единиц. В этих изменениях тенденция поглощений просматривается очень четко.

Сокращение численности операторов произошло на фоне увеличения численности подвижного состава. В текущем году количество грузовых вагонов увеличилось на пятьдесят тысяч единиц, более семидесяти процентов из которых приходится на полувагоны. Но, к сожалению, увеличение численности подвижного состава качественных результатов сегодня не приносит.

На рынке железнодорожных грузоперевозок начинаются вполне ожидаемые процессы. Интенсивный рост количества транспортных компаний на стадии формирования института операторов, и последующее снижение их численности. Снижение связано с повышением внутренней конкуренции и снижением управляемости отрасли на фоне около кризисного состояния инфраструктуры (см. публикацию «Грузоперевозки на пределе») и возрастающего дефицита тяги.

В текущем году тенденция укрупнения операторов РЖД и поглощения мелких компаний лишь только взяла свое начало. Об интенсивности процессов пока судить сложно. Но можно предположить, что в ближайшее время мелкие транспортные компании будут объединяться в более крупные, что принципиально не противоречит законам развития любого бизнеса.

Urfotrans.ru