Москва – Пекин

Опубликована 22 февраля 2015, 17:30

В июле прошлого года между руководством РЖД, китайской инвестиционной компанией China Investment Corporationи китайской инжиниринговой компанией CREC состоялись переговоры о возможном начале строительства высоко скоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, которая рассматривается как составная часть скоростного трансконтинентального коридора Москва - Пекин. В октябре, по результатам проведенных переговоров, на уровне правительственных структур был подписан меморандум о сотрудничестве в области развития скоростных пассажирских железнодорожных перевозок.

Протяженность магистрали Москва – Казань составляет 770 км. Предполагаемая скорость движения – 400 км\ч. Это позволит сократить время в пути между столицами России и Татарстана с четырнадцати до трех с половиной часов. Оценочная стоимость проекта, включая инфраструктуру и подвижной состав составляет порядка 1 триллиона рублей, из которых около 700 млрд рублей инвестируют концессионеры, 300 млрд рублей будет выделено из бюджета. РЖД как концессионер проекта вкладывает без малого 390 млрд рублей, в том числе 150 млрд за счет размещения привилегированных акций в Фонде Национального Благосостояния. Стоит оговориться в том, что эти цифры носят весьма оценочный характер.

Владимир Якунин весьма критично оценивает сроки начала реализации проекта. Это следует из его январского заявления о том, что если бюджет не выделит первые 6 млрд рублей на проектные и изыскательские разработки в первом квартале 2015 года, то РЖД откажется от своего участия в проекте. Возможно, подобная категоричность связана с тем, что на февраль уже запланирован конкурс подрядных организаций. Учитывая всю сложность текущей экономической ситуации, спешка в подобного рода вопросах не совсем уместна.

Однако, при этом не следует забывать то, что производство подвижного состава запланировано разместить в городе В.Пышма Свердловской области, на мощностях Уральского завода железнодорожного машиностроения, входящего в группу «Синара». Степень локализации производства составит не менее 50%. Возможное участие в проекте группы «Синара» не удивительно. Генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин в недалеком прошлом являлся губернатором Свердловской области и, по всей видимости, связей с уральскими промышленниками не утратил и по сей день. Учтен и опыт предприятия, на котором сегодня, совместно с Siemens производятся скоростные локомотивы «Ласточка».

Изначально к строительству поездов для ВСМ планировалось привлечь концерн Alstom. Сегодня не исключено, и это в духе времени, что нашими партнерами могут стать компании China CNR Corporation и China South Locomotive& Rolling Stock.

Если говорить о трансконтинентальной магистрали в целом, то ее протяженность составит 7000 километров. Маршрут пройдет через Улан-Батор, Хабаровск, Иркутск, Астану, Екатеринбург, и далее через Казань в Москву.  Объем инвестиций в строительство магистрали оценивается в 242 млрд долларов. Время в пути от Москвы до Пекина составит два дня.

Urfotrans.ru