Новые штрихи реформы железнодорожных грузоперевозок

Опубликована 12 февраля 2012, 16:55

Появление в СМИ проекта положения «Об основах правого регулирования деятельности операторов…», вызвавшего широкий резонанс среди участников рынка железнодорожных  грузоперевозок, неожиданным назвать нельзя. Безусловно, основная тема для дискуссий – численность грузовых вагонов у операторов, другими словами – имущественный ценз. Вагонный парк оператора должен насчитывать не менее тысячи единиц.

Сегодня на рынке железнодорожных грузоперевозок действует более полутора тысяч операторов. Но около девяноста процентов подвижного состава сосредоточено в собственности сотни крупнейших. Это означает, что компаний, владеющих небольшим количеством грузовых вагонов – подавляющее большинство. Что их ожидает? Вопрос пока остается открытым, не смотря на решения, которые пока существуют лишь на бумаге. См. заметку "ЖД грузоперевозки: консолидация".

Однако давайте рассуждать. С одной стороны, железнодорожные грузоперевозки потеряли управляемость в силу децентрализации отрасли. Несогласованность в действиях перевозчиков привела к резкому увеличению порожних вагонопотоков, скоплениям на крупных станциях формирования порожнего подвижного состава. Среднее время погрузочно-разгрузочных работ возросло в два раза по сравнению 1970 годом, когда МПС была единой слаженной структурой. С другой стороны, в минувшем году мелкие грузоотправители вообще выпали из рассмотрения крупных операторов, и железнодорожные грузоперевозки потеряли для них всякую доступность. 

С точки зрения грузоотправителей, крупным ничто не угрожает, а для мелких, по сути дела, ничего не меняется, и более того появляется призрачная надежда возить свои грузы в рамках так называемых, тарифных коридоров.

Urfotrans.ru