Сколько «лишних»?

Опубликована 29 марта 2015, 12:05

Росстат подвел первые итоги работы транспортной отрасли в январе 2015 года. Грузооборот железнодорожного транспорта снизился относительно января 2014 года на 1,6%, относительно декабря – на 5,3%. На автомобильном транспорте снижение составило 6% к январю и 35% к декабрю 2014 года. Объем грузоперевозок на железной дороге подрос на 0,3% к январю 2014 года. Относительно декабря показатель операторов РЖД снизился на 6,4%. Автомобильные транспортные компании потеряли 11% и 33% соответственно.

Подобная амплитуда «декабрь-январь» наблюдалась только в кризисных 2009-2010 годах. На железнодорожном транспорте минус 10% по грузообороту и столько же по объему грузоперевозок. На автомобильном – минус 28% и 35% процентов соответственно.

Грузоперевозкии производство подвижного состава – взаимосвязанные рынки. Однако характер корреляции в отдельных отраслях не одинаков и обусловлен разными причинами, сближение которых уже началось. Объем автоперевозок просел на 35%. На 40% просел рынокгрузовых автомобилей. Так было в 2010 году и так есть сегодня. По сути это означает то, что драйвером спроса становится не пополнение, а замещение подвижного состава.

Железная дорога прозрачна и перенасыщение инфраструктуры уже очевидно. Если убрать с рынка 200 тыс. «лишних» грузовых вагонов, то эффективность использования оставшихся возрастет при сохранении основных показателей отрасли. Для вагоностроителей это означает лишь «инвентаризацию» производственных мощностей. Более 30 тыс. вагонов в год из 90 тыс. возможных от них на сегодня, к сожалению, не требуется.

К такой же ситуации подходит и отрасль автоперевозок, которая по сравнению со смежной отраслью наименее прозрачна. Однако постепенно становится очевидным то, что в парке из 6 млн. грузовых автомобилей точно так же есть «лишние», количество которых оценить сложнее, хотя весьма приблизительную оценку, ужаснувшись при этом, сделать можно. В 1995 году парк грузовых автомобилей (см. публикацию «Грузоперевозки в ретроспективе») насчитывал порядка 3 млн. грузовиков, грузооборот на автомобильном транспорте составлял 160 млрд. т\км. В 2012 году численность парка грузовиков возросла почти до 6 млн. единиц, при этом грузооборот возрос до 248 млрд. т\км. Таким образом, численность парка грузовиков росла быстрее, чем объем выполняемых работ. Составив элементарную пропорцию, получаем результат: грузообороту в 248 млрд. т\км соответствует потребная численность парка в 4,65 млн. единиц. Следовательно, по нашим дорогам курсирует 1,35 млн. «лишних» грузовых автомобилей.

Понятие «лишний подвижной состав» условно, и говорит лишь о том, что кризис отрасли производства как грузовых вагонов, так и грузовых автомобилей носит более сложный характер, и обусловлен как минимум двумя причинами. Первая очевидна, это общее состояние экономики. Вторую можно условно обозначить как перенасыщение инфраструктуры.  Процесс пополнения подвижного состава переходит в процесс замещения старого новым. Ход процесса зависит от последовательности действий мегарегулятора в части осуществления программ утилизации, а от производителей не требуется больше. От них требуется лучше.

Urfotrans.ru