Правила для никого

Опубликована 23 марта 2016, 22:49

В соответствии с прогнозами Boston Consulting Group(BCG)* в 2025 году автономные транспортные средства (АТС) станут равноправными участниками дорожного движения. К этому времени уровень развития технологий беспилотного передвижения позволит предприятиям, ведущим активные исследовательские и экспериментальные работы выйти на экономически обоснованный режим производства АТС.

Из 1500 респондентов США, принимавших участие в опросе, проводимом BCG, 55% купили бы автомобиль, оборудованный отдельными опциями автоматизированного управления, 44% предпочли бы, в случае наличия возможностей, приобрести с доплатой полный автопилот. Допускаемый размер доплаты, по мнению респондентов, может составить 5 тыс. долларов США.

В 2025 году доля АТС на мировом автомобильном рынке составит 12-15% от общего объема продаж автомобильных компаний. К 2035 году эта доля вырастет до 25% и составит около 80 млрд. долларов, из которых почти половина придется на полностью автономные транспортные средства.

Наиболее перспективными являются рынки ЕС и Японии. Именно среди европейских и японских потребителей наибольшим спросом пользуются автомобили с системами адаптивного круиз-контроля. Так, BMW третьей серии получили в качестве дополнительной опции систему АСС Bosch, которая включает тормозную систему при сокращении дистанции перед впереди идущим автомобилем и набирает скорость до установленной при отсутствии опасностей. Система способна обрабатывать информацию о нескольких объектах, движущихся в зоне контроля, радиус которой составляет 200 метров.

Для масштабного применения АТС необходимо разработать принципиально новые правила дорожного движения, технические стандарты на автоматизированные системы управления, нормативную базу, регламентирующую нормы ответственности, связанные с возможными сбоями в работе систем управления. Последнее содержит в себе большое количество вопросов, главный из которых – кому адресована ответственность.

Совершенно очевидно, что развитие отрасли в различных странах пойдет по различным сценариям и зависят они, прежде всего от состояния инфраструктуры, а проще – дорог.

Штат Калифорния является если не всемирным центром автомобильной культуры, то, по крайней мере, одним из них, а что касается правил дорожного движения для АТС – пионер. Опубликованный проект ПДД стал предметом серьезных обсуждений для всех заинтересованных институтов, а основной разработчик – дочерняя компания Google– Alphabet– сочла этот проект исключающим возможность интенсивного развития отрасли.

Проект ПДД предписывает обученному оператору, в случае необходимости, взять управление транспортным средством под свой контроль.  Googleпланирует выпускать электромобили, у которых в качестве органов управления присутствуют только кнопки навигации. Традиционных органов управления не предусмотрено в принципе. Поэтому эксперты Alphabet считают, что проект правил лишит разработчиков АТС потенциала для развития, и более того, постоянная смена режимов управления более опасна, чем полностью автоматизированный режим. Прототипы Google проехали в безаварийном режиме более миллиона километров по дорогам Калифорнии и Техаса. А это весьма веский довод в пользу безопасности АТС.

Помимо Google, власти Калифорнии предоставили разрешения для тестирования АТС компаниям Tesla, Cruise Automation, BMW, Mercedes-Benz и Ford.

В конце января в Калифорнии проходило первое публичное слушание проекта ПДД, результаты которого будут опубликованы в самое ближайшее время.

Россия не осталась в стороне, однако в силу специфики дорожной инфраструктуры, в технологической гонке принимают участие только грузовые автомобили.

Urfotrans.ru