Обзор последних материалов по ОСАГО

Опубликована 13 сентября 2014, 19:18

Первого августа вступили в силу первые, и самые бесспорные поправки к Закону об ОСАГО. Прямое возмещение ущерба и увеличение размера выплат по европротоколу.

Прямое возмещение ущерба подразумевает обращение страхователя, получившего ущерб непосредственно в свою страховую компанию. Действовавший ранее порядок урегулирования позволял страховой компании маневрировать. Возмещения небольших размеров оплачивать самостоятельно, а с возмещением крупных убытков отправлять своего клиента в страховую компанию виновной в ДТП стороны. Поправка носит абсолютный характер, то есть ее действие распространяется на раннее заключенные договора.

Лимит выплат по упрощенному порядку оформления ДТП, или по так называемому европротоколу возрастает с 25 до 50 тысяч рублей. Эта поправка распространяется только на договора, заключенные второго августа и позднее. По статистике ГИБДД упрощенный прядок оформления применяется лишь в девяти возможных случаев из ста. Во многом это объясняется нежеланием страховых компаний возмещать убытки в подобных ситуациях, и как следствие, отсутствием доверия страхователей к страховщикам.

В Москве и в Московской области, в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области с первого октября текущего года в экспериментальном порядке действуют расширенные до стандартных нормы выплаты в случае упрощенного оформления ДТП. Другими словами, лимит выплат по европротоколу составит 400 тысяч рублей. Желающие разойтись без волокиты в пятидневный срок обязаны представить в страховые компании, помимо всего прочего, фото и видеоматериалы, а также данные систем ГЛОНАСС-GPS.

С первого сентября становится, или, по крайней мере, должна стать реальной альтернатива между денежной компенсацией и ремонтом транспортного средства. Что это означает на практике? Это означает ответственность страховщика за качество и сроки проведения ремонтов в тех случаях, если владелец автомобиля предпочел ремонт в уполномоченном автосервисе взамен денежной компенсации. Возможно, что в определенных случаях эта альтернатива будет наилучшим выходом из положения, так как оценка стоимости ущерба, причиненного транспортному средству до сих пор содержит в себе гораздо больше вопросов, чем ответов. Однако, как будет работать это положение на практике, судить пока рано.

Обязателен досудебный порядок урегулирования спорных вопросов между страховщиком и страхователем. Это означает, что в случае несогласия страхователя с оценками страховщика, последний должен обратиться к страховой компании с претензией, подтвержденной документально. В случае отказа страховщика от рассмотрения претензии в пятидневный срок, дело может быть направлено в суд. Однако, суд на полном основании оставит исковое требование без рассмотрения, если попыток досудебного урегулирования разногласий владельцем автомобиля не предпринималось.

И последний, весьма существенный момент. Теперь страховым компаниям следует более внимательно относиться к агентам, получающим бланки договоров страхования. Ранее, если заключенный договор по каким-либо причинам не попадал в электронный реестр страховой компании, то представитель компании мог просто принести извинения за недоразумение обманутому страхователю. Одной из причин являлась недобросовестность посредника, так как страховая премия за незарегистрированный договор оставалась у него на кармане. С первого сентября имеет значение лишь то, что номер бланка со всеми реквизитами, свидетельствующими о заключении договора соответствует номерам реестра получаемых страховой компанией бланка.

C первого октября увеличивается лимит выплат по «железу» пострадавших в ДТП транспортных средств с нынешних 120 тысяч рублей до 500 тысяч.

С первого апреля 2015 года увеличивается лимит выплат по жизни и здоровью пострадавших лиц. Действующий лимит в 160 тысяч рублей возрастет до 500 тысяч.

С первого июля 2015 года вам не потребуется тратить время на поездку в страховую компанию. Страховой полис можно будет оформить через Интернет. Однако эту дату можно считать лишь предварительной, так для создания единой электронной базы данных, синхронизированной с учетной базой ГИБДД, потребуется время и инвестиции. Пока не ясно, какой из институтов возьмется за финансирование этих работ.

Установлен предельный коэффициент износа деталей и узлов транспортных средств для определения суммы страхового покрытия. Раннее действующий коэффициент 0,8 заменен коэффициентом 0,5.

Мы, безусловно, только приветствуем все перечисленные поправки, и надеемся на то, со временем они в действительности начнут работать, и сделают нашу жизнь более комфортной. Но не стоит забывать и о законе сохранения энергии, который, в данном случае означает то, что базовые тарифы по ОСАГО возрастут. В соответствии с опубликованными заявлениями ответственных лиц Центробанка, тарифы возрастут на 25 процентов с первого января 2015 года.

Если назвать отношение самих автостраховщиков к инновациям сдержанным, то означает не сказать ничего. Руководитель российского Союза автостраховщиков направил в адрес президента РФ письмо с просьбой радикально пересмотреть отдельные положения поправок и проиндексировать тарифы с момента вступления поправок в силу, а не с 2015 года, как запланировано Центробанком. Мотивировка просьбы вполне обоснована. Только лишь пересмотр коэффициента максимального износа потребует увеличения тарифов не менее, чем на 40 процентов. Если учесть повышенные в несколько раз нормы страховых выплат и, как следствие, увеличение количества заявлений по возмещению вреда, причиненного здоровью потерпевших в ДТП, так теперь есть за что бороться, то даже шестидесяти процентная индексация тарифов не позволит стабилизировать рынок страхования гражданской ответственности, который, на сегодня, не смотря на большую проделанную законотворческую работу продолжает лихорадить.

Urfotrans.ru