Грузоперевозки требуют жертв

Опубликована 09 ноября 2014, 13:30

В начале реформы РЖД дефицит грузовых вагонов составлял как минимум около трех сот тысяч единиц, транспортные компании стояли в длинных очередях к производителям подвижного состава. Сегодня железнодорожная инфраструктура перегружена.  Из 1 млн 300 тысяч грузовых вагонов как минимум 250 тысяч являются, по сути дела, лишними. Для эффективного использования подвижного состава, количество грузовых вагонов в сети не должно превышать миллиона единиц.

Вагоностроительные предприятия попали в условия ограниченного спроса на свою продукцию, если быть точнее, то спроса на грузовые вагоны нет. С этим обстоятельством связано появление термина «инновационный вагон», грузоперевозки в котором сулят отрасли небывалые перспективы. Новый термин подразумевает повышенную нагрузку на ось и увеличенный межремонтный период эксплуатации. Именно такие вагоны активно лоббируются представителями отрасли вагоностроения.

Для внедрения инновационных вагонов требуется немногое. Убрать с рынка «лишние вагоны», ограничив срок эксплуатации старых, заинтересовать транспортные компании тарифными преференциями на грузоперевозки в новых вагонах, и адаптировать инфраструктуру для эксплуатации тяжеловесных составов.

Если первые два вопроса теоретически вполне осуществимы, то с третьим несколько сложнее. Согласно проекта РЖД для организации движения тяжеловесных составов выделяется 22 тысячи километров путей, на которых перевозятся наиболее значимые для экономики грузы. Напомним, что общая длина путей общего пользования составляет 86 тысяч километров.  Стоимость модернизации выбранных участков составит без малого 700 миллиардов рублей. В качестве инвестора РЖД предлагает выступить государству в лице Фонда Национального Благосостояния, так срок окупаемости проекта уходит в бесконечность.

В результате реализации проекта грузоперевозки в сети увеличатся на 47 миллионов тонн в год. Таким образом, увеличение пропускной способности инфраструктуры обойдется почти в 15 тысяч рублей на одну тонну перевозимого груза. Совершенно очевидно, что предлагаемый проект лежит за гранью здравого, с точки зрения нормальной экономики, смысла.

Не слишком ли велики жертвы? Не слишком ли резиновый наш ФНБ? Может стоит подумать, все ли ресурсы использованы для повышения степени диспетчеризации грузового движения?

Urfotrans.ru