Столкновение на рынке грузовых автомобилей

Опубликована 16 марта 2014, 17:15

Неоднократно отмечалось, что текущий год ожидается очень сложным для отечественных производителей грузовых автомобилей, сложным по ряду причин. Одна из них – это состояние рынка, спад продаж на котором в 2013 году в сегменте HCV составил порядка 30%. Вторая причина заключается в том, что в этом году начинается игра на равных. С первого января 2014 года отечественные автозаводы стали плательщиками утилизационного сбора. Фора, предоставленная Министерством промышленности и торговли отечественной автомобильной промышленности, себя исчерпала.

Говоря о рынке грузовых автомобилей, хотелось бы понять, что он представляет в натуральном выражении. Заранее оговоримся, что в данной публикации мы не ставим задачи разделить грузовики по весовым категориям, и производим так называемую валовую оценку.

В прошлом году, по данным предприятия, КаМАЗ выпустил 44 тысячи грузовых автомобиля, из которых большая часть приходится на класс HCV. В этом году ставка делается на новый магистральный тягач КаМАЗ 5490, который для России является почти революционной моделью.

По группе ГАЗ располагаем лишь данными за 2012 год. Согласно информации агентства Автостат в 2012 году предприятие реализовало порядка 105 тысяч грузовиков, из которых большая часть приходится на сегмент LCV. Учитывая, что спад продаж в этом сегменте оказался не столь значительным, как в сегменте HCV, с высокой степенью вероятности предположим, что в прошлом году эти объемы сохранились. Сохранятся они и в текущем году, причем в этом количестве запланировано порядка тридцати тысяч Газелей «Некст».

Миасс, входящий в состав группы, отгрузил потребителям 7 тыс. грузовых автомобилей различного назначения.

ЗИЛ, на мощностях которого в ближайшее время планируется развернуть производство коммерческих грузовиков Renault Master и  Fiat Ducatoс проектной мощностью 50 тыс. автомобилей в год, сегодня не вносит своего вклада в формирование отечественного рынка.

Говоря о чисто российских коммерческих грузовиках следует лишь упомянуть о легендарной «Буханке» Ульяновского автозавода. Точных данных по объемам производства нет,  да и погода на рынке от них уже не зависит.

Что касается наших ближайших соседей, то в 2013 году на российском рынке было продано порядка 10 тыс. грузовиков МАЗ.

Теперь о российских иностранцах.

В 2009 году в Калужской области были запущены два сборочных производства со степенью локализации порядка 30%. Это Volvo Trucksс проектной мощностью 10 тыс. грузовых автомобилей в год и Renault Trucksс проектной мощностью 5 тыс. единиц. В прошлом году оба предприятия вышли на объем около 2 тыс.

Далее к числу наиболее значимых предприятий следует отнести заводы Skania и MAN в Ленинградской области. Степень локализации на сегодня составляет так же порядка 30%. Проектная мощность – по 5 тыс. автомобилей в год. В прошлом году Skania отгрузила своим потребителям 3,5 тыс. грузовиков. MAN около 4 тыс.

Не забываем про совместное предприятие Mercedes Benz Trucks Vostok в Набережных Челнах с проектной мощностью 4,5 тыс. автомобилей и уровнем локализации производства 50%. В прошлом году с конвейера предприятия сошло порядка тысячи Antos и Axor.

В 2012 году группа Sollers в Елабуге запустила в производство коммерческий грузовик Ford Transit, которых в течение 2013 года было продано порядка 11 тыс. В текущем году со сборочного конвейера предприятия выйдет Transit нового поколения в нескольких модификациях с максимальной допустимой массой от 3,1 тонн до 4,7 тонн. Помимо модели Ford Transit группа Sollersотметилась гаммой грузовых автомобилей Isuzu с грузоподъемностью от 1,5 тонн до 6,5 тонн, собранных на мощностях Ульяновского автомобильного завода.

Среди всех проектов следует выделить проект Поднебесной в России. Проект, по истине, китайского масштаба. В Ульяновске создается производство широкой гаммы легких и средних грузовиков BAW с проектной мощностью 60 тыс. автомобилей в год. Объем инвестиций составляет 100 млн. долларов. Сегодня дилеры российских автозаводов не очень обеспокоены российскими китайцами, объем производства которых  составил около четырех сот автомобилей. Однако не стоит сомневаться в том, что реальная угроза группе ГАЗ начинает свой разбег.

Что касается чистого импорта, то его объем, по данным ФТС составил почти 90 тыс. грузовых автомобилей всевозможных весовых категорий, сократившись по сравнению 2012 годом на 25%.

Можно подводить черту. В таблице 1 представлены сводные данные по объемам производства и объемам продаж российских автозаводов. Из приведенных данных следует, что объем так называемых «резервных мощностей» равен сегодняшнему объему производства. На диаграмме 2 представлено соотношение производство-импорт грузовиков. Если обратиться к структуре 2010 года, то темпы роста импорта, на пути которого встал заслон в виде утилизационного сбора, становятся вполне очевидными.

Таблица 1. Объемы производства и продаж грузовых автомобилей

Диаграмма 2. Соотношение производство-импорт грузовых автомобилей

 В качестве резюме отметим, что в прошлом году объем производства грузовых автомобилей составил 170 тыс. единиц. Объем продаж – 260 тыс., включая импорт. Этот объем продаж следует считать предельным, учитывая реальную экономическую ситуацию, не обещающую бурного роста ВВП. Не смотря на это, в бой будут вводиться новые резервы. Это проект BAW с шестьюдесятью тысячами единиц. Недоиспользованные мощности предприятий в Калуге, Питере, Набережных Челнах (в том числе КаМАЗ) и Ульяновске, составляющие около 30 тыс. единиц. ЗИЛ с проектной мощностью 50 тыс. грузовиков. Таким образом, на рынке намечается порядка 160 тыс. «лишних» грузовиков. Безусловно, основные игроки будут осваивать все  постсоветское пространство и в меру своих возможностей выдавливать чистый импорт.  Тем не менее, на рынке грузовых автомобилей готовится столкновение. 

Urfotrans.ru