Грузоперевозки вчера, сегодня, завтра

Опубликована 23 ноября 2014, 15:09

В общественной палате РФ состоялось заседание за круглым столом, на котором рассматривались вопросы, связанные с диспропорциями в развитии транспортной системы. Грузы, исторически перевозимые железнодорожным и внутренним водным видами транспорта, постепенно мигрируют на автомобильные дороги. Это продукция предприятий горнорудного комплекса, химические удобрения, лес и пиломатериалы. Список можно продолжать. Тенденция обусловлена отнюдь не профицитом пропускной способности автодорожной инфраструктуры. На форуме прозвучало подобное мнение.

Статистика заставляет задуматься. В семедесятые годы объем грузоперевозок внутренним водным транспортом составлял порядка 600 млн. тонн различных грузов в год. Сегодня объем не превышает 140 млн. тонн, в процентном отношении к остальным видам транспорта это около процента. 

На железной дороге интенсивная утечка грузов началась в 2000 годах.  Одна из причин – это крайне несбалансированный сценарий реформы РЖД. Вместо отлаженного в советскую эпоху механизма управления грузовым движением и понятного для всех тарифа 10-01 – полная несогласованность действий вновь образованных транспортных компаний, называемых операторами РЖД, и отсутствие каких-либо механизмов тарифного регулирования. Грузоперевозки железнодорожным транспортом в период реформирования системы оказались недоступны для большого количества предприятий с небольшими объемами перевозок.  Сегодня ситуация стабилизировалась, несмотря на то, что для автоперевозчиков плечо доставки в три-пять тысяч километров уже давно не является проблемой.

В соответствии с директивными документами по развитию транспортной системы стран ЕС, к 2050 году автоперевозки должны сократиться на 50% за счет полного исключения автоперевозок на расстояния, превышающие 300 километров и перевода грузопотоков на железную дорогу. Судя по всему, европейская модель грузоперевозок является для нас неким эталоном, раз уж мы обращаемся к этим целям и задачам.

Однако, сейчас равняться на Европу и прогибаться под правила ВТО уже не модно. Следует руководствоваться своими соображениями и своими особенностями экономики, которые заключаются в том, что железнодорожная инфраструктура требует развития. Общая протяженность путей общего пользования составляет 86 тысяч километров. Эта цифра практически не менялась с начала девяностых годов. Однако промышленные предприятия строились, и строились без оглядки на железную дорогу. В основу логистики закладывались автоперевозки как наиболее доступный вид транспорта. В этой ситуации обкладывать автомобильные транспортные компании всевозможными обременениями едва ли разумно. На горизонте – дорожный сбор для владельцев грузовых автомобилей с обшей массой двенадцать тонн и более, новые базовые ставки для исчисления размеров вреда, причиняемого автомобильным дорогам, и ограничение срока эксплуатации подвижного состава. Грузовые автомобили, срок эксплуатации которых превышает 15 лет, могут оказаться вне закона.

РЖД лоббирует финансирование проекта по модернизации отдельных участков железнодорожных путей под вагоны повышенной грузоподъемности, внедрение которых поможет вагоностроительным предприятиям преодолеть кризис. Но с той ли стороны заход? Может лучше не модернизировать то, что работает, а разветвить инфраструктуру?

Речной флот не модернизировался с времен застоя, так как порог входа в бизнес речных грузоперевозок несоизмеримо выше, чем в сфере автомобильного транспорта. Поэтому фантазировать на тему перераспределения грузопотоков можно лишь основываясь на возможностях и желании государства решать эти проблемы.

В серии диаграмм, предложенных ниже приведено соотношение видов транспорта в общем грузообороте в историческом интервале 100 лет. Приведенные диаграммы иллюстрируют поступательное снижение роли железнодорожного и внутреннего водного транспорта и повышение удельного веса автомобильного. Сначала в России, когда даже не предполагалось, что грузовые автомобили смогут составить конкуренцию железнодорожному и речному видам транспорта. Потом в СССР, потом снова в России. 

Диаграмма 1. Грузооборот по видам транспорта, 1913 год

Диаграмма 2. Грузооборот по видам транспорта, 1950 год

Диаграмма 3. Грузооборот по видам транспорта, 1975 год

Диаграмма 4. Грузооборот по видам транспорта. 2013 год

 

Urfotrans.ru