Транспортная небезопасность

Опубликована 13 марта 2016, 13:57

19 февраля, в здании аэропорта Шереметьево завершила работу Российско-Польская комиссия по международным автоперевозкам. 20 февраля, в субботу, открылась польская граница. Правда пока только до 15 апреля 2016 года. На период до 15 апреля стороны обменялись соглашениями в количестве 20 тыс. для каждой из сторон.

Вопрос о рассмотрении годовых объемов автоперевозок отложен до апреля в связи с корректировками, которые Минтранс России, в качестве компромисса, внесет в приказ № 301 от 14 октября 2015 года об особенностях выполнения международных перевозок грузов третьих государств. В приказе разъясняются отдельные параграфы Федерального Закона № 362, вступившего в силу в феврале 2015 года, согласно которого вид автоперевозок определяется местонахождением отправителя груза, а не местом погрузки. Таким образом польские автоперевозчики лишись возможности осуществлять автоперевозки из третьих стран на основании стандартных разрешений, и сочли это ущемлением своих прав.

Содержание корректировок в российских нормативных документах пока не известно, однако до 15 апреля дороги открыты.

Грузовое автомобильное сообщение через Польшу было прервано 1 февраля, а 12 февраля украинские «активисты» перекрыли объездной маршрут по дорогам Закарпатья грузовым автомобилям с российскими номерами в районе пропускного пункта Мокраны – Доманово, несмотря на то, что не за долго до этого между Россией и Украиной было подписано межправительственное соглашение об обмене 35 тысячами разрешений с каждой стороны. В ответ, 14 февраля, Россия приостановила движение украинских грузовиков по своей территории. Обоюдное движение грузового автотранспорта возобновилось 16 февраля в режиме «еду домой».

В этой связи следует напомнить, что 24 сентября прошлого года Украина перестала принимать под погрузку вагоны ПГК и ПГК в Украине, а 25 октября прошлого года – закрыла свое воздушное пространство для российских авиакомпаний.

Сегодня в Минтрансе России началась работа по открытию дополнительных паромных маршрутов из Калининграда.

Однако, дополнительные паромные маршруты из Калининграда задач транзита в ЕС не решат на «все сто». На дороге стоит Литва, и ее желание получить свои дивиденды в определенных ситуациях может быть вполне естественным.

Единственная и не зависимая от третьих стран возможность -  контейнерные грузоперевозки из Санкт-Петербурга с увеличением сроков и стоимости доставки. Однако здесь стоит понимать, где стоит акцент. Если вопрос стратегически важен, то необходима регулирующая роль и финансовая поддержка государства для создания устойчивого транспортного коридора, который, помимо прочего. позволил бы разгрузить автомобильные дороги. Все-таки, Россия - исторически, в силу ее протяженности, является железнодорожной державой. К сожалению, на заре реформы РЖД, термин «транспортная безопасность» не получил должного места в проекте реформирования отрасли.

Уровень контейнеризации в грузообороте РЖД составлял, по данным на 2010 год 1,6%, в международном сообщении – 2,4%. Доля доходов РЖД от контейнерных перевозок составляет 2,4%. По состоянию на сегодняшний день эти показатели, по которым мы отстаем даже от Индии с Бразилией, возросли не значительно.

Urfotrans.ru