Грузоперевозки в коротком обзоре

Опубликована 04 марта 2012, 12:10

 

Начиная с 2008 года  грузоперевозки претерпевали изменения в своей структуре, которые нашли  отражение в анализе удельного веса отдельных видов транспорта.  В 2008 году,  в грузообороте по всем видам транспорта в совокупности,  на железнодорожный транспорт пришлось 42,76%, на автомобильный – 4,37%.  В общем объеме на грузоперевозки ЖД и автомобильным транспортом пришлось 13,8% и 72,93% соответственно. Собственно эти показатели и являются для нас отправными величинами (см. диаграммы №1 и №2 к тексту).

 В 2009 году, в кризисное лихолетье, снизилась доля по грузообороту как для железной дороги, так и для автомобильного транспорта: 41,95% и 4,05% соответственно. По объему  железная дорога отыграла один процент у прочих грузоперевозчиков – 14,85%. Грузоперевозки автомобильным транспортом уступили порядка трех процентов – 70,16%.

В качестве примечания отметим, что морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный виды транспорта мы объединили в одну категорию «прочие виды транспорта», т.к. отслеживаем показатели отраслей, которые условно являются «сообщающимися сосудами»: автомобильные и железнодорожные грузоперевозки. Если коротко остановиться на прочих, то грузоперевозки воздушным транспортом   остались без изменений как по грузообороту, так и по объему. Что касается морского транспорта, то в период экономического спада, он почти на процент потеснил все остальные как по грузообороту, так и по объему.

 В 2010 году автомобильные грузоперевозки снизили свою долю по объему до 63,53% против 70,16% в 2009 году. Транспортные компании покидали рынок. Зато почти на 4% увеличилась доля в грузообороте, что свидетельствует о значительном увеличении дальности в связи с начавшимся процессом миграции грузов на автомобильный транспорт. Этот процесс был обусловлен передачей большей части вагонного парка РЖД так называемым операторам, и неразберихой переходных процессов (см. статью «О грузоперевозках за круглым столом»).  Не смотря на это, железнодорожный транспорт оказался более устойчив к кризисным явлениям. Грузоперевозки снизились не на много, до 14,7% по объему. Грузооборот на 2,5% потеснил внутренний водный и морской виды транспорта в совокупности.

 На 2011 год пришелся «эпицентр» реформ  РЖД. Интенсивный отток грузов на автомобильный транспорт проиллюстрирован положительным углом наклона прямой «Грузоперевозки автомобильным транспортом» в диапазоне 2010 – 2011 гг на диаграмме 2. Удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме возрос с 63,53% до 70%. При этом удельный объем перевозок железнодорожным транспортом возрос всего лишь на половину процента. Что касается грузооборота, то доля РЖД снизилась более, чем на процент, доля автотранспорта на процент возросла. Снизилась доля морского и воздушного видов транспорта как по грузообороту, так и по объему грузоперевозок. Их незначительно потеснили внутренний водный и трубопроводный виды транспорта.

Если говорить о транспортной системе в целом, то имеет смысл выделить тройку лидеров. По грузообороту – это трубопроводный транспорт, на который пришлось без малого пятьдесят процентов, далее железнодорожный и автомобильный виды транспорта, 42,36% и 4,37% соответственно. По объему грузоперевозок – подавляющее преимущество у автомобильного транспортра – 72,93%. Далее железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, 13,80% и 11,29% соответственно. Данные приведены по состоянию на 2008 год. В 2011 году, в сравнении с 2008, радикального перераспределение долей по видам транспорта не произошло.

Диаграмма 1.  Долиавтомобильного и железнодорожного транспорта в грузообороте

Диаграмма 2. Грузоперевозки. Удельные объемы железнодорожного и автомобильного транспорта

Urfotrans.ru

Для подготовки публикации использованы материалы Росстат