Вагоностроительные предприятия бьют тревогу

Опубликована 27 февраля 2013, 22:22

 

В публикации «Вагоны на металлолом» обсуждался вопрос о начинающемся кризисе сбыта грузовых вагонов, что являет собой качественно новый этап развития железнодорожных грузоперевозок.

Если говорить о причинах возникновения кризисной ситуации – то их несколько.  Одна из них заключается в том, что транспортные компании, численность которых за последнее время резко возросла, стремились к наращиванию вагонного парка, что привело к усилению внутриотраслевой конкуренции. Другая, и не менее важная причина – это ограниченные возможности железнодорожной инфраструктуры. По оценке экспертов СВЖД, избыток грузовых вагонов составляет порядка двухсот пятидесяти тысяч единиц. Если количество вагонов возрастет хоть на несколько процентов, то оно окажется критическим. Сегодня уже около восьмидесяти тысяч вагонов простаивают в тупиках более десятка дней. Это означает, что они практически исключены из процесса грузоперевозок. Не сложно предположить, к чему приведет дальнейшее увеличение численности парка. Третья причина – это усиление конкуренции со стороны автоперевозчиков. Но здесь причинно-следственные взаимосвязи следует расставить по-другому. В результате проблем, связанных с реформированием отрасли железнодорожных перевозок, существенно возросла роль автомобильного транспорта. Автомобильные перевозки оказались конкурентоспособнее в целых отраслях промышленности.

Текущее положение вещей таково, что по состоянию на декабрь прошлого года, объем заказов на подвижной состав от российских транспортных компаний составлял около тридцати тысяч единиц, в то время как общие мощности вагоностроительных заводов составляют более восьмидесяти тысяч. Отсюда и предложение об отмене продления срока эксплуатации грузовых вагонов. Этот разрыв размером в пятьдесят тысяч вагонов невозможно компенсировать даже самыми строгими запретительными мерами. При введении этих мер не следует забывать, сто вагоностроители из Украины и Беларуси не оставят в беде наши транспортные компании. Правда законотворческий опыт в этом контексте уже есть. Это введение так называемых утилизационных сборов, система которых весьма «успешно» работает на рынке грузовых автомобилей.  

Пока, как в шахматах, идет позиционное маневрирование, и сделать какие-либо прогнозы относительно будущих сценариев развития рынка железнодорожных грузоперевозок достаточно сложно. Следует учитывать лишь то, РЖД и Объединение вагоностроителей играют белыми. Дождемся очередного хода.

Urfotrans.ru