Средняя дальность и себестоимость грузоперевозок

Опубликована 08 мая 2011, 15:00

 

Меняется время. Меняется экономическое пространство. Меняются его измерения. В методичке "Грузоперевозки: организация и планирование", датированной 1967 – 2000 гг. находим интересные цифры: в 1967 году средняя дальность железнодорожных перевозок составляла 830 км, средняя дальность автомобильных – 14 км. В 2000 году те же показатели составляют 1195 и 22 км соответственно. Использовав расчетные и статистические данные, приведенные в статье «Некоторые итоги по отрасли грузоперевозок», получаем: железнодорожные грузоперевозки - 1622 км в 2008 году, грузоперевозки автомобильным транспортом – 31 км. Если проложить прямую от 1967 года к 2008 году, то средняя дальность для автомобильного и железнодорожного транспорта возросла одинаково, в два раза. Берем год 2010. Основываясь на интерполяции величин, приведенных в статье, на которую сослались раннее,  получаем: ЖД грузоперевозки – 1677 км, т.е. практически не изменилась по сравнению с 2008 годом. Автомобильные грузоперевозки – иная картина. Средняя дальность составила 41 км. Рост более 30% за достаточно короткий промежуток времени. На диаграммах 1 и 2 представлены средние дальности железнодорожных и автомобильных грузоперевозок соответственно в период 1967 по 2010 гг.

 Само значение дальности перевозок автомобильным транспортом вовсе не говорит о том, что ездим вокруг заправки. Это означает, что городские грузоперевозки общем объеме преобладают над междугородними. В дальнейшем мы попробуем дать оценку удельному весу «город-межгород» в общем объеме.

Диаграмма 1. ЖД грузоперевозки. Средняя дальность.

Диаграмма 2. Автомобильные грузоперевозки. Средняя дальность.

Не менее интересно проанализировать грузоперевозки по себестоимости. В методичке, датированной 1970 годом за единицу себестоимости принимается себестоимость прокачки условного продукта по трубопроводному транспорту. Не будем ломать голову, что качали и зачем. Нас интересуют относительные величины. Для железнодорожного транспорта установлен коэффициент 2,5, для автомобильного транспорта  - 60!!! У нас в голове этот факт не уложится. В стародавние советские времена грузоперевозки по железной дороге обходились в двадцать четыре раза дешевле, чем грузоперевозки автомобильным транспортом. Даже если принять все натяжки советских методик расчета, а так же фактор расстояния (с увеличением расстояния перевозок, себестоимость тех и других снижается не одинаково), то можно сказать проще: более,  чем на порядок. Что произошло за сорок лет? До безумия подорожали железнодорожные грузоперевозки, или до безумия подешевели автомобильные? На самом деле они двигались навстречу друг другу. Только железнодорожные значительно быстрее. Приведенные цифры красноречиво свидетельствуют о серьезных изменениях на рынке.

Что касается скорости, то таких серьезных контрастов со старыми добрыми временами нет. Грузоперевозки автомобильным транспортом осуществлялись в два раза быстрее. Сегодня в три-четыре.

Urfotrans.ru