Международные грузоперевозки и грузопотоки

Опубликована 21 мая 2010, 10:00

Зародившись в глубокой древности, логистика, или изначально наука, изучающая грузоперевозки во всех аспектах, приобретает характер устойчиво развивающейся отрасли на стыке восемнадцатого и девятнадцатого веков. Это обусловлено созданием в экономически развитых странах крупных производств, ориентированных на регулярный импорт сырья из стран Азии, Африки и Латинской Америки с соответствующими обратными грузопотоками, состоящими преимущественно из потребительских товаров. В итоге грузоперевозки в мировой торговле складываются из двух основных грузопотоков: в развитые страны сырье, в развивающиеся  - товары с высокой степенью обработки.

С течением времени грузоперевозки пережили несколько этапов развития. В первой половине двадцатого века, до второй мировой войны, основные грузопотоки, более чем на 60% процентов состояли из продовольствия, сырья и топлива. Во второй половине столетия международные грузоперевозки переживают период бурного роста и  закладываются основы современной логистики, основы контейнерных перевозок, т.к. становится очевидно, что обработать такие объемы можно лишь опираясь на высокотехнологичные процессы обработки и перемещения грузов. Сегодня на контейнерные грузоперевозки приходится более 50% мирового товарооборота, что в абсолютном исчислении составляет, по состоянию на 2007 год порядка 380 млн. TEU. Из Китая в Европу было перевезено около 15 млн. TEU грузов, большая часть которых прошла морским путем. На транзит через Россию пришлось менее полупроцента грузов, или 100 тыс. TEU. По прогнозам на 2016 год, объем контейнерных перевозок из Китая в Европу составит порядка 35 млн. TEU.

Таким образом, контейнерные грузоперевозки в России черезвычайно актуальны и обладают большим потенциалом, который складывается из увеличения объема внутренних контейнерных перевозок, доля которого на сегодня составляет 15% и транзита. Стратегия развития транспортной системы России предполагает интенсивное развитие транспортного коридора Восток-запад (см.статью "Трансконтинентальные автоперевозки за круглым столом").

Если оценить в общем структуру грузопотоков в современном мировом товарообороте, то немногим более 60% придется на долю обрабатывающей промышленности, порядка 20% -  топливо, по десять процентов дают сырьевой и продовольственный сектора (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.  Грузоперевозки в мировой торговле. Структура основных грузов.

Морской транспорт, являясь самым дешевым видом транспорта, обеспечивает международные грузоперевозки на 70%, что составляет порядка 4 млрд. тонн.

Перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа (СПГ) в морских перевозках занимают особое место. Из четырех миллиардов тонн ежегодно добываемой нефти, на рынок международных перевозок попадает порядка сорока процентов, что составляет  1,6 млрд. тонн в год. Большой территориальный разрыв между странами добычи и потребления нефтепродуктов обуславливает большие грузопотоки. Основные направления перевозок нефти: Персидский залив - Западная Европа, Персидский залив – Япония, Персидский залив - США. наиболее оптимизированы грузоперевозки СПГ: Тринидад и Тобаго – США,  Алжир – Западная Европа,  Малайзия, Индонезия – Япония, Южная Корея, Тайвань. Рынок СПГ перспективен. При значительном увеличении расстояния транспортировки, прирост транспортной составляющей для СПГ намного меньше, чем для природного газа, транспортируемого по трубопроводам. Точка пересечения прямых зависимости расстояния транспортировки и цены – 3500 км.

Значителен объем морских  перевозок угля, не смотря на то, что на рынок международных перевозок попадает не более десяти процентов ископаемого. Среди массовых сухих грузов уголь занимает первое место.  Крупнейшими экспортерами угля являются Австралия, США и ЮАР.

Перевозки железной руды осуществляются на сверхдальние расстояния: Бразилия – Япония, Австралия – Западная Европа.

Замыкают перечень наиболее значимых "морских грузов"  зерновые культуры. Основные экспортеры – США, Канада, Австралия и Аргентина.

Общий объем международных грузоперевозок оценивается в 6,7 млрд. тонн. На автоперевозки  приходится 1,4 млрд. тонн в год, железная дорога обрабатывает 0,8 млрд. тонн грузов (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Международные грузоперевозки  по видам транспорта

Интерполировав некоторые величины, имеющиеся в нашем распоряжении, можно сделать несмелый вывод о том, что в целом, мировой паутине грузопотоков (имеются в виду экспортно-импортные и внутренние грузоперевозки в совокупности) циркулирует порядка 15-16 млрд. тонн различных грузов.

Наибольшая плотность перевозок, безусловно, приходится на маршруты, соединяющие наиболее развитые экономики мира: страны ЕС, США, Япония, Китай, Россия.   Причем за последний десяток лет возрастает интенсивность  внутрирегиональных грузопотоков. Международные грузоперевозки объединяются вокруг так называемых, мировых кластеров. Это страны Евросоюза, доля которых  в совокупном импорте составляет 40%, т.е. на внутренний грузооборот приходится больше, чем на всех прочих внешнеэкономических партнеров. Для Китая и Японии возрастает доля импорта и, соответственно объем перевозок из стран Азии до 65 и 50 процентов соответственно с одновременным снижением потока из США.

На экспортные грузоперевозки Китая 18% приходится на страны ЕС, столько же на США.  Доля экспортных перевозок в страны юго-восточной Азии составляет порядка 50%.

Для США стратегические направления – это Западная Европа, Ближний Восток, Китай и страны юго-восточной Азии.

Urfotrans.ru