Стоит ли страховать перевозимые грузы?

Опубликована 05 апреля 2010, 09:13

Застрахованные грузы – одна из форм гарантии имущественных интересов грузовладельцев. Страхователь (выгодоприобретатель) получает возмещение убытков в случае, если грузы утрачены в процессе транспортировки. Не следует путать застрахованную ответственность перевозчика и застрахованные грузы, как предмет собственности.

Отечественный рынок страхования, охватывающий грузы широкого спектра, находится в стадии становления и обладает достаточно высоким потенциалом развития. Согласно статистике (см. диаграмму 1), на сегодня застрахованные грузы составляют не более сорока процентов от общего количества. Большая часть – экспортные грузы, которые застрахованы в силу действующих правил международной торговли, утвержденных Международной Торговой Палатой, которые сведены в последней редакции Икотермс 2000. Меньшая часть, составляющая немногим более 10% – это застрахованные грузы, перевозимые в пределах РФ.

Диаграмма 1: Рынок страхования грузов

Рынок страхования грузов

Грузы, перевозимые по территории РФ (см.диаграмму 2), на 78% застрахованы на условиях «с ответственностью за все риски», по которым страховщик несет ответственность за частичное или полное повреждение груза или его гибель, произошедшие по любой причине, за исключениями, оговоренными в договоре страхования. Грузы, застрахованные на условиях «с ответственностью за частную аварию» составляют порядка 18%, по которым страховщик несет ответственность в случаях аварии или пропажи подрядчика на перевозки. При этом исключаются риски кражи груза из транспортного средства и разбойные нападения на транспортные средства. Оставшиеся 4% приходятся на условия «без ответственности за повреждения груза, кроме случаев крушения». В этом случае страховщик несет ответственность, если транспортные компании попадают в ДТП или стихийные бедствия.

Диаграмма 2: Структура условий страхования грузов

Структура условий страхования грузов

Застрахованные грузы, перевозимые на внутригородских и областных линиях  малотоннажным транспортом, составляют порядка 25%. В основном это грузы крупных компаний, обеспеченных страховой защитой по всем видам перевозок в рамках генеральных полисов на страхование. Основные риски, учитывающиеся при страховании на местных линиях – ДТП и кражи. При выдаче генерального полиса, страховые компании, анализируя объемы перевозок потенциальных клиентов, степень безопасности перевозок, степень защиты ответственности привлекаемых к перевозкам  предприятий, предлагают очень лояльные для клиентов ставки на страхование. Учитывая, что малотоннажный автомобиль берет на борт, в денежном выражении,  не более, чем на 300-500 тысяч рублей, то безусловно возникает вопрос: стоит ли на этом экономить?

Однако существует и другой полюс. Грузы этого сегмента не очень привлекательны для страховщиков. Трнанспортные средства, развозящие грузы по адресам, как правило, не запираются, и уж тем более не пломбируются. Зачастую грузы отправляются без объявленной стоимости. Возникают путаницы при оформлении товаросопроводительных документов и так далее.

По прогнозам Эксперта, к концу 2010 года рынок страхования грузов вырастет на 5-7%, но в большей степени это коснется  междугородних перевозок.

В зарубежной практике перевозок автомобильным транспортом страхование груза – необходимая процедура, наряду с заключением договора на автоперевозки.

Сегодня на российском рынке крупные страховые компании страхуют грузы  на условиях, удовлетворяющий большинству участников рынка.  Не следует сомневаться, что этот вид страхования в самой недалекой перспективе станет неотъемлемой частью взаимоотношений субъектов рынка, укрепляя взаимное доверие.

Urfotrans.ru

По материалам интервью менеджеров по страхованию грузов.