Перевозка сборных грузов в планах РЖД

Опубликована 02 июля 2013, 22:44

В процессе реформ РЖД больше всего досталось предприятиям малого и среднего бизнеса. На начальном этапе своего становления, железнодорожные транспортные компании, называемые операторами РЖД, в большей степени стремились к максимальной капитализации бизнеса, нежели к построению долговременных отношений с грузоотправителями всех категорий. Погоня за крупными предприятиями закончилась тем, что предприятия мелкие, по сути, не могли пробиться на железную дорогу. Для многих это означало дилемму: либо осуществлять грузоперевозки автомобильным транспортом, либо закрывать свой бизнес. Автоперевозчики получили дополнительную грузовую базу. Это позволило им менее болезненно пережить процесс восстановления после кризиса.

Сегодня к малым предприятиям подкатила новая ударная волна. Несколько лет назад транспортные компании РЖД начали выводить из оборота железнодорожные контейнера средней и малой грузоподъемности, без которых грузоперевозки в советскую эпоху были бы просто не мыслимы. Вывод контейнеров должен быть закончен к концу текущего года.

На первый взгляд причины просты. Парк малых контейнеров не обновлялся с конца девяностых годов и сегодня практически полностью изношен. Пополнить его не представляется возможным, так как на большинстве предприятий, ранее выпускавших их, они сняты с производства.

Но, по всей видимости, главная причина заключается далеко не в этом. Кто хочет – тот ищет возможности, прочие ищут причины. Так вот главная причина в том, что этот сегмент перевозок полностью лишен привлекательности для операторов РЖД в силу того, что такого стандарта на международных линиях уже не существует. В качестве альтернативы предлагается перевозка сборных грузов в двадцати или сорока футовых контейнерах. Однако не для всех промышленных предприятий не зависимо от их калибра, это приемлемо. Речь идет о предприятиях, удаленных от крупных промышленных и торговых центров, где компоновать такие грузы, по понятным причинам, очень сложно, и сопряжено с большими затратами времени.

Выход, по-прежнему, один. Переход на автоперевозки. Что, в общем-то, происходит достаточно давно. Рынок транспортных услуг претерпевает изменения, продиктованные РЖД. РЖД устанавливает правила игры, но иногда становится заложником установленных правил.

Речь к тому, что на железной дороге сложился избыток грузовых вагонов, а на предприятиях по их производству – кризис сбыта продукции (подробнее в публикации «Вагоностроительные предприятия бьют тревогу»).  Но есть продукция, которая могла бы быть очень востребованной. Заводы получают заказ, а грузоотправители столь необходимые им контейнеры средней грузоподъемности. Чем не решение? Причем сразу нескольких вопросов одновременно.

Иногда полезно перенимать чужой опыт, но иногда следует задумываться о том, что характерно исключительно для нас. Перевозка сборных грузов выходит в ряд устойчивых тенденций развития отрасли не только в России, но и за рубежом. Кто знает, может через несколько лет, появятся новые стандарты грузовых контейнеров, подразумевающие кратное деление устоявшегося в обороте двадцати футового контейнера. Ведь новое – это хорошо забытое старое.

Urfotrans.ru