Итоги прошлого года

Опубликована 23 января 2012, 20:50

 

Грузоперевозки, как на железнодорожном, так и на автомобильном транспорте продемонстрировали уверенный рост. Железнодорожный транспорт – 105% по грузообороту и 101% по объему относительно 2010 года. Грузоперевозки автомобильным транспортом – 112% и 108% соответственно. Разница в динамике основных показателей обусловлена драматическими событиями на рынке, связанными с проведением реформы РЖД. В 2001 году целью реформы ставилось: повышение доступности и качества услуг для грузоотправителей, удовлетворение растущего спроса на транспортные услуги, снижение затрат на железнодорожные грузоперевозки. Средства – перевод  большей части грузовых вагонов в собственность. В 2010 году институтом прогнозирования РАН опубликованы первые результаты реформы (данные приведены в сравнении с 2010 годом): ЖД грузоперевозки снизись в объеме на 1,4% при возросшем на 12% грузообороте. Возросла протяженность путей с просроченным капремонтом; парк грузовых вагонов вырос в два раза, простои под грузовыми операциями – в четыре; возросли порожние перегоны и скопления порожняка на станциях формирования. Пик железнодорожного кризиса пришелся на первую половину 2011 года. По ряду отраслей объем отгрузок был обеспечен менее чем на половину. Это лесопромышленный комплекс и предприятия строительной отрасли. Тарифы на грузоперевозки возросли в два раза по сравнению с прейскурантом 1001 (см. публикацию «Грузоперевозки. Кто в прикупе?»). Эта ситуация спровоцировала новую волну миграции грузов на автомобильные дороги. Дальность автомобильных грузоперевозок возросла.

На фоне этой турбулентности, в 2011, транспортные компании увеличивают объемы закупок подвижного состава, увеличивается количество лизинговых контрактов, и лизинговых платежей.  Значительная часть сделок пришлась на организацию бизнеса новых предприятий. По всей видимости,  для вновь образованных операторов стали привлекательны улетевшие вверх тарифы на грузоперевозки, для автомобильных транспортных компаний – появление стратегических инициатив.

С первого июля пограничный контроль для стран-участниц Таможенного Союза (Россия, Беларусь, Казахстан) перешел на внешние границы. С одной стороны, это увеличивает скорость как внутренних, так и трансконтинентальных грузоперевозок и способствует созданию единого транспортного пространства, с  другой – обостряет конкуренцию автоперевозчиков.

В минувшем году Россия вступила в ВТО. Это означает, что грузоперевозки ожидает либерализация, и унификация многих нормативных актов, касающихся правил транзита и пользования автодорогами с нормативными актами стран ЕЭС, что является несомненным плюсом. Взять хотя бы сезонные ограничения на грузоперевозки автомобильным транспортом, которые отменяется в связи с введением новой системы дорожных сборов. С другой стороны, членство в ВТО подразумевает взаимные преференции. Мы, безусловно,  надеемся, что система преференций в отрасли международных грузоперевозок будет направлена на поддержку интересов отечественных транспортных компаний.

В 2011 году российский автопром сделал новый шаг вперед. По сравнению с 2010 годом, производство грузовых автомобилей увеличилось более чем на тридцать процентов. В ближайшее время будут опубликованы точные данные. Думается, что они не разойдутся с прогнозными – 188 тысяч единиц. Возобновил работу ЗИЛ. На заводе подготовлена программа по модернизации производства, связанная с выпуском новых моделей грузовых автомобилей, весьма востребованных на отечественном рынке. В классе LCV возрос спрос и, соответственно, производство грузовых автомобилей, оборудованных дизельными двигателями. В текущем году доля дизельных моторов в этом сегменте превысит 50%.

 

Urfotrans.ru