Некоторые итоги по отрасли грузоперевозок

Опубликована 16 января 2011, 13:00

            За период с января по ноябрь 2010 года грузооборот на железнодорожном транспорте составил 108,5% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. На автомобильном - 110,5%. См.диаграмму 1.

            За тот же период  грузоперевозки на железнодорожном транспорте возросли в объеме на 9%.  На автомобильном менее чем на процент снизились. См.диаграмму 2.

Диаграмма 1. Автомобильные и ЖД грузоперевозки. Динамика изменения грузооборота

 

Диаграмма 2. Автомобильные и ЖД грузоперевозки. Динамика изменения объема

 

            Если говорить о годовой динамике 2010 года в абсолютном выражении, то выглядит она следующим образом.  В феврале грузооборот на железнодорожном транспорте составил  146 млрд.т-км, в ноябре 176 млрд.т-км. Среднемесячное значение 161 млрд.т-км (среднемесячное значение – условная величина, введенная нами для дальнейшего анализа). Для автомобильного транспорта 13 и 18 млрд.т-км. соответственно. Среднемесячное значение 16 млрд.т-км. См.диаграмму 3.

            Теперь объемы: в феврале грузоперевозки на ЖД транспорте составили 88 млн.тонн, в ноябре – 104 млн.тонн. Среднемесячное значение - 96 млн.тонн. В феврале грузоперевозки автомобильным транспортом составили 338 млн.тонн, в ноябре – 462 млн.тонн. Среднемесячное значение - 400 млн.тонн. См.диаграмму 4.

Диаграмма 3. Автомобильные и ЖД грузоперевозки. Грузооборот.

 

Диаграмма 4. Автомобильные и ЖД грузоперевозки. Объем.

 

            Поднимаем архив Росстата. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2008 году составил 2116 млрд.т-км. Среднемесячное значение – 176 млрд.т-км. Грузооборот на автомобильном транспорте составил 216 млрд.т-км. Среднемесячное значение 18 млрд.т-км.

 Объем железнодорожных грузоперевозок в 2008 году составил 1304 млн.тонн. Среднемесячное значение 109 млн.тонн. Грузоперевозки автомобильным транспортом составили 6893 млн.тонн. Среднемесячное значение - 574 млн.тонн.

            Зачем мы пустились в эту арифметику? На сегодня отсутствуют консолидированные статистические данные по 2009 и 2010 годам. Поэтому мы, путем несложной интерполяции попытались оценить, насколько мы близки к показателям докризисного 2008 года, и ввели так называемые среднемесячные значения грузооборота и объема грузоперевозок.

 И так, грузоперевозки ЖД транспортом. Среднемесячное значение грузооборота в 2010 году 161 млрд.т-км., в 2008 – 176 млрд.т-км. Среднемесячное значение объема 96 млн.тонн. В 2008 было перевезено 109 млн.тонн.  Грузоперевозки автомобильным транспортом. Среднемесячное значение грузооборота в 2010 году составило 16 млрд.т-км, в 2008 – 18 млрд.т-км. Среднемесячное значение объема перевозок в 2010 году составило 400 млн.тонн, в 2008 году - 574 млн.тонн.

По грузообороту ЖД не дотягивает до докризисных показателей 8,6%, по объему - 12%. Автомобильному транспорту по грузообороту не хватает 12%, по объему – 30%. См.диаграммы 4 и 5.

Диаграмма 5. Грузоперевозки железнодорожным и автомобильным транспортом. Среднемесячное значение грузооборота.

 

Диаграмма 6. Грузоперевозки железнодорожным и автомобильным транспортом. Среднемесячное значение объема.

Какие выводы следуют за этими цифрами? Самый простой заключается в том, что горизонты докризисного 2008 года не так уж и далеки. Рынок автоперевозок в 2011 году скорее всего будет сбалансирован, с возможными сезонными обострениями дефицита подвижного состава: объем перевозок на 30% ниже, чем в 2008 году, но не следует забывать, что в 2009 году многие транспортные компании покинули рынок.

В структуре железнодорожных перевозок  особых изменений не наблюдается, т.к. разрыв в динамике основных показателей не значительный. 

Небольшой разрыв в логике диаграмм 2 и 4 свидетельствует о неизбежном сезонном всплеске на фоне небольшой отрицательной годовой динамики.

 

Urfotrans.ru

Публикация подготовлена с использованием материалов Росстата.