О монополизме в грузоперевозках

Опубликована 01 июля 2010, 12:00

РЖД считается одним из так называемых, естественно-монопольных секторов российской экономики. Давайте порассуждаем. Для начала обратимся к рассматриваемой отрасли и определению монополии. Отрасль, о которой пойдет речь – безусловно, грузоперевозки.

Монополия – это рыночные отношения, в которых единственный продавец контролирует отрасль, в которой нет близких по качеству заменителей, за исключением предлагаемых им товаров или услуг. Это отрасль, где конкуренция либо неэффективна, либо невозможна, либо противоречит интересам общества и государства.

Принципиально нельзя говорить об экономической неэффективности конкуренции в отрасли, точно так же, как нельзя утверждать,  что эта конкуренция невозможна с точки зрения специфики грузоперевозок. А специфика  такова, что некоторые грузы перевозятся преимущественно автомобильным транспортом,  некоторые  только железнодорожным.

Безусловно, интересам  государства  никак не противоречит наличие в стране развитой инфраструктуры автомобильного транспорта.

С другой стороны, ни один из сегментов, за исключением транспортной авиации, не может претендовать на роль стратегического перевозчика. Однако сегодня мы касаемся лишь вопросов обеспечения плановой работы субъектов экономической деятельности.

И кстати, грузоперевозки автомобильным транспортом, имеют определенную исключительность. Выражается она в том, что существующая на сегодня сеть железных дорог, отстроенная в советские времена, несколько устарела с точки зрения географии охвата. Многие промышленные предприятия перестали существовать как таковые, многие выросли без оглядки на дорогостоящие железнодорожные коммуникации. (На отчетном съезде транспортников России рассматривались вопросы, связанные с развитием железнодорожной инфраструктуры. Подробнее в заметке "Развитие новых технологий грузоперевозок").

В цифрах, железнодорожные и автомобильные грузоперевозки выглядят  следующим образом (см. диаграммы 1 и 2): грузооборот РЖД за апрель 2010 года составил 169,3 (148 в январе) млрд.т.км.,  грузооборот автомобильного транспорта - 15, 6 (12 в январе) млрд.т.км. По объему грузоперевозки распределились следующим образом: РЖД в апреле - 101,1 (90 в январе) млн.тонн, автомобильный транспорт - 386,4 (315 в январе) млн.тонн. Апрель интересен тем, что входит полностью или частично для большей части географических поясов в период сезонных ограничений.  Рост грузооборота РЖД составил 14%, на автомобильном транспорте - 30%. Рост объема грузоперевозок для железной дороги составил 12%, для автомобильного транспорта - 30%. И это не смотря на сезонные ограничения. Вывод однозначный. Грузоперевозки автомобильным транспортом играют далеко не последнюю роль в экономике.

Диаграмма 1. Грузоперевозки по видам транспорта.Грузооборот в апреле 2010 года.

Грузооборот по видам транспорта в апреле 2010 года

 

Диаграмма 2. Грузоперевозки по видам транспорта. Объем в апреле 2010 года.

Объем перевозок грузов по видам транспорта в апреле 2010 года

 

По состоянию на 1 января 2009 года парк грузовых вагонов составил порядка 1 млн. единиц, в том числе инвентарный парк РЖД 400 тыс. вагонов.

Парк грузового автотранспорта составил около 5 млн. единиц, из которых 1,9 млн. единиц – тяжелые грузовики. С точки зрения подвижного состава хозяйства вполне сопоставимые.

Собственно к чему идем, и зачем сопоставляем, казалось бы, совершенно несопоставимые  вещи? К тому, что анализируя сказанное выше, невольно приходишь к выводу о том, что естественная монополия РЖД носит оттенок так называемой закрытой монополии, или монополии искусственно защищаемой.

 Так, в 2009 году железнодорожные тарифы на грузоперевозки увеличились на 8% против запланированных 14%, в результате чего в монополии появились так называемые «выпадающие доходы» в размере 50 млрд. рублей, которые были компенсированы государством. Тарифы на грузоперевозки автомобильным транспортом индексировались в противоположном направлении и у автоперевозчиков возникли более чем «выпадающие доходы». У них возникли системные убытки, которые в уровне развития отбросили отрасль на несколько лет назад. Большая часть автоперевозчиков ушла обратно в «тень», качество подвижного состава лучше оставить без комментариев.

Общий объем господдержки предприятиям железнодорожного транспорта на 2010 год запланирован в объеме 141 млрд. рублей. Для владельцев грузового автотранспорта запланированы дополнительные дорожные сборы. По крайней мере для тех, чьи грузовики в общей массе превышают 12,5 тонн. Вообще чаще можно прочесть о вреде, который наносят нашим отечественным автодорогам крупнотоннажные грузовики, нежели о пользе, которую они приносит экономике.

В августе нас ожидают реформы. РЖД передает оставшийся инвентарный парк грузовых вагонов Второй грузовой компании. Следующий шаг – создание института так называемых региональных перевозчиков. Каким образом это повлияет на расстановку сил – сказать достаточно сложно. Вариантов несколько. Тарифы РЖД на грузоперевозки возрастают, ибо каждая операторская компания стремится к максимальной капитализации. По идее это дает определенный шанс автомобильному транспорту на упрочнение своих позиций. Тарифы РЖД на грузоперевозки могут быть, как минимум,  заморожены на неопределенный период в силу внутренней конкуренции между операторскими компаниями. Возможно и третье. Интеграция автомобильного транспорта в структуре региональных операторских компаний. Это ни в коем случае не означает, что автомобильный транспорт станет субподрядной отраслью. Независимые транспортные компании были, есть и будут. Просто не исключено, что может возрасти степень централизации, что нельзя считать отрицательным фактором. Если рассуждать с точки зрения грузовладельцев, то за рамки традиционного треугольника – скорость доставки, надежность и цена, не выйти. Надежность доставки безусловно возрастет. За груз отвечает крупная компания. В плане скорости и стоимости грузоперевозок – вопрос.

В более широком охвате, вновь образованным региональным перевозчикам в большей степени придется конкурировать с уже сформировавшимися структурами транспортно-логистических компаний, что означает лишь одно: отрасль грузоперевозок ожидает волна слияний и поглощений.

В заключении хотелось бы сказать о том, что никто не берется оспаривать роль РЖД как стратегического перевозчика, но точно также нельзя недооценивать роль автомобильного транспорта. И автомобильные транспортные компании,  наряду с РЖД нуждаются в серьезной поддержке.

Urfotrans.ru