Грузоперевозки в ожидании неизвестности

Опубликована 23 октября 2009, 17:43

В докладе министра транспорта РФ Игоря Левитина «Об основных показателях производственной деятельности транспортного комплекса в I полугодии 2009 года отмечается, что объем транспортных услуг в РФ, предоставленных отраслям экономики сократился относительно первого полугодия 2008 года в целом по отрасли на 21,4%, грузоперевозки автомобильным транспортом в отдельности – на 19,3%. Сокращение спроса на грузоперевозки вызвано падением производства в основных грузообразующих отраслях, ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры по основным товарным позициям отечественного экспорта и снижением реальных денежных доходов населения.

Уральские транспортные компании едины в мнении о том, что грузоперевозки снизились на 40-50% по большинству категорий грузов. По всей видимости эта цифра весьма близка к реальности, учитывая специфику структуры региональных грузообразующих отраслей.

В УрФО, более чем на 50% грузоперевозки обеспечиваются предприятиями строительной индустрии. 

Объем производства в этих отраслях составил 60% и 25% соответственно, относительно аналогичного периода предыдущего года.

            Автомобильные грузоперевозки УрФО на 60% состоят из внутренних по округу. На международные грузоперевозки приходится порядка 19%, на внутрироссийские - 21%. Вполне очевидным является то, что отрасль переживает не самые лучшие времена.

Сводный индекс промышленного производства представлен на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Индекс промышленного производства, в % к аналогичным периодам прошлого года

На данной диаграмме наибольший интерес представляют не величины. Важен факт, что за полугодие не сформировался восходящий тренд.

            21 августа, на заседании правительства Свердловской области был заслушан прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2010-2012 годы, подготовленный министерством экономики и труда. Прогноз подготовлен на основе данных о социально-экономическом развитии Свердловской области в 2008 году с учетом оценки ожидаемых результатов 2009 года и тенденций развития экономики и социальной сферы в 2010-2012 годах. Заместитель министра экономики и труда Анатолий Оглоблин пояснил, что в числе индикаторов даны: прогноз цен на сырье, итоги экономической ситуации в минувшем году и прогнозы развития по муниципальным образованиям и отраслям экономики.

Согласно прогнозу, индекс промышленного производства в конце текущего года составит 76,8 процента. В 2010 году продолжится спад инвестиционной активности. В консервативном варианте прогноза в ведущих отраслях экономики региона – машиностроении и металлургии – не намечается положительной динамики. Таким образом, 2010 год станет для Среднего Урала «адаптивным», а вот в 2011-2012 годах грузоперевозки начнут поступательно возрастать.

Таким образом, надежды, связанные с положительной динамикой роста рынка транспортных услуг в 2010-м скорее всего не оправдаются.

Однако не будем считать, что все настолько плохо. Существует ряд факторов, которые позволяют смотреть в будущее с оптимизмом. Самый банальный из них заключается в том, что за спадом неизбежно следует подъем. А если взглянуть на вещи серьезнее, то бурное развитие в докризисный период компаний, осуществляющих грузоперевозки  с современными логистическими терминалами сыграет в начальной фазе подъема экономики роль катализатора в оживлении рынка и внесет серьезные коррективы в структуру. Опережающими темпами будут расти международные грузоперевозки.

Но более всего хотелось бы верить прогнозам специалистов института экономики УрО РАН, согласно которых к 2025 году автомобильные грузоперевозки возрастут в объеме семикратно. Пока это воспринимается с юмором, однако время покажет. 

Urfotrans.ru