Грузоперевозки в мировой транспортной системе

Опубликована 21 июля 2013, 23:15

Грузоперевозки относятся к числу ключевых секторов мировой экономической системы и  оказывают самое непосредственное влияние на локализацию производств и разделение труда в мировой экономике.

К одной из важнейших тенденций развития мировой транспортной системы является перераспределения удельного веса грузоперевозок между железной дорогой и автомобильным транспортом. Автоперевозки развиваются интенсивнее, чем грузоперевозки железнодорожным транспортом. Собственно, то же самое происходит и в России, с той лишь разницей, что мировой системе этот процесс начался после Второй Мировой Войны, под воздействием факторов международного значения, в России эта тенденция четко обозначилась в новейшей истории с началом реформирования РЖД. Следует отметить, что наш автомобильный рынок транспортных услуг в первой половине текущего года показал отрицательную динамику (подробнее в публикации «Рынок транспортных услуг сегодня»).

Однако, в России, за железнодорожным транспортом будут оставаться серьезные приоритеты, так как протяженность страны от западных до восточных границ составляет десяток тысяч километров. К числу стран, в которых железнодорожные грузоперевозки развиты очень высоко, помимо России, относятся США, Китай, Индия и Канада. На эти страны в совокупности приходится около пятидесяти процентов протяженности мировой железнодорожной системы, которая составляет 1,2 млн. километров.

Протяженность автодорог в разы превышает протяженность железнодорожных путей сообщения и составляет 24 млн. километров. Причем эта величина в последнее время быстро возрастает в отличии от протяженности железнодорожных путей, новое строительство которых сегодня ведется в основном в России и Китае.

По протяженности автодорог прослеживается та же картина. России, Китаю, Японии, США и Индии принадлежит около пятидесяти процентов от протяженности мировой системы автодорог. Кстати, отсюда можно сделать вывод о степени развития автодорожной инфраструктуры в маленькой Японии, в которой грузоперевозки осуществляются исключительно автомобильным транспортом.

На автоперевозки приходится восемьдесят процентов мирового пассажирооборота. В этом сегменте автомобильному транспорту равных нет, а перспективы связаны лишь с дальнейшим возрастанием его роли. Оставшиеся двадцать процентов поделили между собой, причем почти в равных долях, железнодорожный и воздушный транспорт. На долю морского приходится менее процента.

Диаграмма 1. Грузооборот и пассажирооборот по видам транспорта

Высокие темпы развития автомобильного транспорта содержат в себе и крайне негативные факторы, связанные с возникновением промышленных отходов и атмосферных выбросов, доля которых в общем объеме превышает шестьдесят процентов.

Если сравнить все существующие виды транспорта, то на грузоперевозки морским  транспортом приходится около семидесяти процентов по грузообороту,  трубопроводный транспорт дает тринадцать процентов, железнодорожный  - двенадцать, на автоперевозки приходится десять процентов мирового грузооборота. Что касается пассажирооборота, то как уже было сказано ранее, автоперевозки вне конкуренции.

В целом мировая транспортная система – это инфраструктура, транспортные компании, и транспортные средства. В системе занято около ста миллионов человек, то есть десять процентов трудоспособного населения планеты.

В странах ЕС грузоперевозки занимают около пятнадцати процентов в составе себестоимости продукции промышленных предприятий, в России этот показатель почти в два раза выше, что само по себе говорит об эффективности работы транспортной отрасли, в которую сегодня планируются серьезные инвестиции. Надеемся, что в ближайшие несколько лет транспортная система России выйдет на самый высокий уровень развития.

Urfotrans.ru