Грузоперевозки. Кто в прикупе?

Опубликована 10 апреля 2011, 14:30

 

В публикации «Железнодорожные грузоперевозки. Хотели как лучше…» контурно обрисованы результаты исследований, проводимых институтом народохозяйственного прогнозирования, об итогах реформ в отрасли железнодорожных грузоперевозок. Именно контурно обрисованы, т.к. в деталях картина намного сложнее. Что собственно и явилось поводом февральского совещания в полпредстве УрФО, главной темой которого стали железнодорожные грузоперевозки, т.к. дестабилизация в РЖД уже начинает влиять на целые отрасли экономики региона. Операторы РЖД высказывают нежелание работать с предприятиями ЛПК, которые большей частью расположены на тупиковых ветках, с предприятиями строительного комплекса, поставляющими свою продукцию на севера, с мелкими грузоотправителями, которые не нуждаются в целых маршрутах. При этом тарифы на грузоперевозки постоянно возрастают. 

На совещании высказывались предложения по «ликвидации последствий» реформы. Создание региональной операторской компании, с передачей части вагонов из ВГК. Заключение агентских соглашений между РЖД и собственниками подвижного состава. Разработка государственной программы по производству грузовых вагонов. Т.е. взять не умением, но числом. Ввести государственное регулирование тарифных коэффициентов. Самое оригинальное - вернуть основную часть подвижного состава в парк РЖД как единственного публичного перевозчика.

Поможет ли в этой ситуации создание электронной биржи железнодорожных грузоперевозок в том виде, в котором она представляется специалистам УрГУПСа - открытый вопрос. Во-первых потому, что предлагается  весьма зарегулированная система: учредителями биржи могут быть только представители СРО, контрагентами – РЖД в лице территориальных центров фирменного транспортного обслуживания, ну в общем дальше не запутались бы сами. Во-вторых, есть биржа, или нет ее, никто не заставит оператора, против его воли, заключать контракты с мелкими и средними предприятиями на грузоперевозки в объеме одного-двух вагонов в месяц. 

Полемика затягивается, но предприятия, так или иначе, решают свои проблемы, и зачастую очень просто. Переходят на грузоперевозки автомобильным транспортом. Однако в перспективе это не является оптимальным отраслевым решением решением. Один из аспектов – автодорожная инфраструктура, которая принципиально не готова воспринять большую  дополнительную нагрузку. 

Urfotrans.ru