Некоторые прогнозы на 2012 год

Опубликована 29 января 2012, 22:22

Грузоперевозки в наступившем 2012 году обещают быть более сбалансированными, чем в прошедшем 2011 году, который был наполнен остросюжетными событиями, связанными в большей части с пиковым моментом реформ РЖД. За короткий промежуток времени железнодорожные грузоперевозки оказались раздробленной  на полторы тысячи  предприятий отраслью, и, как следствие, отрасль потеряла управляемость. 

Автомобильные транспортные компании не могли не воспользоваться рыночной ситуацией, что нашло свое подтверждение в данных статистической отчетности.

Одним из стабилизирующих факторов станет централизация части грузовых вагонов в РЖД. РЖД выступает как арендатор подвижного состава у собственников. Тарифы на грузоперевозки будут установлены так называемыми тарифными коридорами. В ближайшее время будет известна величина арендной платы, которая должна быть  привлекательна для операторов с инвестиционной точки зрения. Таким образом, решаются две задачи: привлечение инвестиций в отрасль, и централизованное управление вагонным парком, без которого, по всей видимости, не обойтись. Учитывая снижение пропускной способности железной дороги, можно предположить, что определенные преференции получит РЖД, следовательно, арендованный РЖД парк будет использоваться намного эффективнее, чем парк операторов.

На рынке грузового автотранспорта продажи выросли на 30% по сравнению с 2010 годом.

Если посмотреть на кривую количественного роста подвижного состава, представленную на диаграмме 2  статьи «Грузоперевозки. Экскурсия в ретроспективу», то наблюдаем нечто наподобие ступенек, очередная из которых приходится на 2011 год, затем последует весьма-весьма умеренный рост. Но главное в другом. Это означает укрупнение существующих предприятий и появление новых, поступательное движение к конкурентному состоянию рынка.

Что касается автопрома – то столь высокий рост продаж обусловлен низкой базой 2009-2010 годов. В текущем году прогнозируется более умеренный рост, к 2014 году рост рынка продаж будет пропорционален росту рынка грузоперевозок. Порядка трех-четырех процентов в год.  

Грузоперевозки автомобильным транспортом получили большой прирост грузовой базы за счет предприятий строительной индустрии, которая по своим основным экономическим показателям вплотную приближается к показателям 2008 года.

Грузоперевозки в странах-членах Таможенного Союза будут развиваться на фоне требований,  предъявленных России Всемирной Торговой Организацией, т.к. членство в ВТО не подразумевает прав без обязанностей. Единое пространство ТС с одной стороны вносит определенный конструктивизм в международные грузоперевозки: снижается время, необходимое для таможенной обработки грузов. Но решая одни проблемы – порождает другие. Российские транспортные компании уже испытали это на себе. Это усиление конкуренции на российском рынке. Если говорить об автотранспортных предприятиях УрФО, то сегодня, выражаясь условно, на рынке международных автомобильных грузоперевозок, задействовано порядка двух процентов мощностей автотранспортных предприятий. Показатель, не вселяющий оптимизма, и заставляющий задуматься, что означает для нас рукопожатие ВТО. Одна из серьезнейших проблем в этой связи – состояние подвижного состава российских компаний, о чем сказано уже очень много. Более половины парка – автомобили старше двенадцати лет. Соответственно об экологических стандартах лучше промолчать.

Возрастет уровень контейнеризации грузоперевозок. На сегодня это перспективнейший сегмент российского рынка. В ЕЭС, США и Китае  контейнерные грузоперевозки будут ежегодно расти, по прогнозам экспертов, на семь-восемь процентов в год. В России в текущем году эта цифра прогнозируется несколько выше. Рост уровня контейнеризации  будет сопровождаться укрупнением транспортно-экспедиционных компаний, которые будут предоставлять полный спектр транспортных услуг, включая как железнодорожные, так и автомобильные грузоперевозки.

В итоге. Тарифы на железнодорожные грузоперевозки для РЖД будут ограничены тарифными коридорами, прочие операторы будут более свободны в политике ценообразования, но равняться на РЖД им в определенной степени придется. Не прогнозируется существенного роста тарифов на грузоперевозки автомобильным транспортом, т.к. повысится уровень внутриотраслевой конкуренции.  Индексация будет определяться главным образом уровнем цен на дизельное топливо. С большой степенью вероятности можно утверждать, что скачков цен, проиллюстрированных диаграммой 2 в статье «Автоперевозки в трэнде роста», не предвидится.

 

Urfotrans.ru