Ограничения без условий

Опубликована 25 октября 2014, 12:52

Предстоящий год будет урожайным для владельцев грузовых автомобилей в части введения нормативных актов, напрямую связанных с дальнейшим развитием бизнеса. Ограничение срока эксплуатации грузовиков, как и прочих транспортных средств – пока «витающая» в эфире информация. Однако нет сомнений в том, что ограничения будут введены в самое ближайшее время, не смотря на то, что сегодня условий для реализации подобных ограничений нет.

Нет потому, что нет отрасли утилизации автомобильной техники. В рамках программы утилизации 2011 года, на переработку поступило порядка 600 тысяч автомобилей, из которых только половина была безопасно разобрана. Оставшаяся половина пополнила теневой рынок запчастей, доля которого по оценкам экспертов АСМ-холдинга составляет 60 процентов. Если вдуматься, то это катастрофа рынка запасных частей, так как не менее 30 процентов относятся к разряду критически важных. Значит речь идет не только о наших кошельках, но о жизни и здоровье.

Это одна сторона вопроса. Другая заключается в том, что в общем объеме прибыли автодилеров только 10 процентов приходится на непосредственно на продажи автомобилей. 20 процентов – это техническое обслуживание и ремонт, 70 процентов – запасные части.

В абсолютном исчислении рынок запасных частей, опять же по оценке АСМ-холдинга, составляет около 40 миллиардов долларов в год, учитывая следующее: из 60 миллионов транспортных средств, состоящих на учете ГИБДД, активно эксплуатируется  47 миллионов единиц, в том числе автобусы, легковые и грузовые автомобили; по усредненным данным каждый владелец ежегодно тратит на обслуживание и ремонты около 1200 долларов. Это колоссальный рынок, более половины которого закрыта для производителей запасных частей. Отлаженная отрасль утилизации откроет этот рынок и поможет создать новые рабочие места.

Если обратиться к зарубежному опыту, то в Соединенных Штатах ежегодно продается 17 миллионов новых автомобилей, на утилизацию поступает порядка 15 миллионов. Другими словами – почти все выбывшие из оборота транспортные средства. В отрасли переработки занято 200 крупных и 10 тысяч мелких предприятий с общим количеством занятых более 40 тысяч человек.

В России с сопоставимым по количеству легковых и грузовых автомобилей парку, на сегодня действует лишь 13 предприятий по переработке.

Согласно расчетов Министерства промышленности и торговли, объем денежных средств, вырученных за счет утилизационного сбора, составит за период с 2013 по 2020 год порядка 400 миллиардов рублей. На первый взгляд, вполне достаточно для реализации долгосрочной программы без коротких забегов, как в этом году: с 1 сентября по 31 декабря.

Urfotrans.ru

Публикация подготовлена с использованием материалов «Транспорт России»