Парк грузовых автомобилей: новые тенденции

Опубликована 16 марта 2013, 22:11

Сегодня, на российском рынке производства, грузовые автомобили полной массой от трех с половиной до двенадцати тонн занимают без малого  двенадцать процентов. Этот сегмент контролируется группой ГАЗ. На грузовые автомобили свыше двенадцати тонн приходится порядка тридцати двух процентов. Оставшиеся пятьдесят шесть процентов приходится на легкие коммерческие грузовики. Структура подвижного состава транспортных компаний, в общем, отвечает такому делению. Однако каждый регион имеет свои особенности. В УрФО, по состоянию на 2010 год грузовые автомобили были распределены следующим образом: легкие коммерческие – пятьдесят один процент, грузовики средней грузоподъемности – двенадцать процентов, тяжелые грузовики – тридцать семь процентов.

Диаграмма 1. Структура парка грузовых автомобилей по классам. 2010 год.

На долю импортной грузовой техники приходится тридцать четыре процента от общего количества грузовиков, состоявших в 2010 году на учете в УрФО. Если отдельно рассматривать сегмент иномарок, то на долю среднетоннажных грузовиков приходится немногим более пятидесяти процентов.

К текущему отрезку времени структура претерпела небольшие изменения, и появился новый класс грузовиков, которым пренебрегать уже нельзя – иномарки российской сборки. Структурные данные будут уточнены в самое ближайшее время.

Если говорить о среднесрочной перспективе, то можно предположить, что структура изменится, и изменится ощутимо. Для этого есть весьма серьезные причины.

В публикации «Разукрупнение автомобильных перевозок» мы коротко коснулись этого вопроса. Ограничения на автоперевозки тяжеловесными грузовыми автомобилями становятся системными и продолжительными. Это отдельно взятый Центральный федеральный округ и сезонные ограничения, связанные с весенними паводками, и дневными температурами летом. Кроме того, нет оснований исключать того, что московскому примеру могут последовать и другие крупные города России, в которых проблемы в самое ближайшее время могут разрастись до московских масштабов.

Сложно дать точную оценку изменения удельного веса по классам грузовых автомобилей. Факторы, обуславливающие их, носят кумулятивный характер, и изменения будут очевидны только в ближайшие два-три года. Прибегнув к некоторым интерполяциям, можно спрогнозировать увеличение удельного веса CV до двадцати-двадцати пяти процентов в 2015 году. Вытесняться будут соседи как слева, так и справа.  Думается, что дистрибьюторы  грузовых автомобилей среднего тоннажа готовятся к серьезному наступлению.

Диаграмма 2. Структура парка грузовых автомобилей по классам. 2015 год.

Urfotrans.ru