Природный газ как моторное топливо в России

Опубликована 09 марта 2013, 22:02

 

В публикации «Газомоторные грузовые автомобили» мы коротко остановились на вопросе перехода грузовых автомобилей на газомоторное топливо. Для начала немного истории.

В России первые грузовые автомобили на природном газе были выпущены в середине тридцатых годов, когда началась реализация программы по освоению газомоторного топлива, обусловленная нехваткой нефти для бурно развивающейся экономики. Активно велись разработки газовых двигателей, открывались заправки. Вторая мировая война приостановила этот процесс, а после открытия и освоения углеводородных запасов Западной Сибири, программа и вовсе была забыта.

В восьмидесятые годы, с появлением лозунга «Экономика должна быть экономной», разговоры о газовой теме возобновились, и была поставлена задача: автомобильные грузоперевозки перевести на газовое топливо.  Вышли соответствующие постановления Совета Министров. До начала девяностых годов было построено около пятисот газонаполнительных станций, на компримированный природный газ было переведено около полумиллиона грузовых автомобилей. Программа осуществлялась под непосредственным руководством Виктора Черномырдина.

Приватизация девяностых годов в очередной раз приостановила программу по газификации транспорта, а бензин и дизельное топливо сохранили доминирующее положение на рынке. Новый подъем рынка начинается в "Новейшей истории".

Однако темпы развития российской газомоторной инфраструктуры  на порядок отстают от  темпов роста большинства развитых стран.

По состоянию на 2010 год, из сорока миллионов автомобилей, состоящих на учете в России, шестнадцать процентов приходится на грузовые автомобили. К слову, это данные общероссийской статистики. В УрФО грузовые автомобили составляют девять процентов от  общего количества транспортных средств. Если пользоваться общероссийской системой координат, то количество грузовых автомобилей составляет, в абсолютном исчислении, шесть с половиной миллионов единиц. Если верить статистике Национальной газомоторной ассоциации, то из шести с половиной миллионов грузовых автомобилей, повторимся, сто это данные за 2010 год, на газомоторном топливе эксплуатируется порядка пятидесяти тысяч грузовиков, что составляет менее одного процента. Это и есть искомая величина – процент газификации грузового автотранспорта в России.

Urfotrans.ru