Турбулентность

Опубликована 14 января 2016, 20:35

Внедрение системы Платон является проявлением перманентного кризиса в сфере планирования экономики, постановки задач и принятия управленческих решений. К чему привела реформа системы железнодорожных грузоперевозок? Если выделить главное, то к миграции части грузовых потоков на автомобильные дороги. По двум причинам.

Снижение доступности железнодорожных транспортных услуг для целого ряда отраслей и предприятий вследствие разделения направлений на высоко доходные и низко доходные; снижения маршрутной скорости движения грузовых вагонов вследствие переизбытка последних, также, как и операторов РЖД в условиях отсутствия единой системы управления грузоперевозками. Все это на фоне постоянных государственных дотаций для поддержания безубыточности естественной монополии и выхода на простой целой отрасли отечественной промышленности – вагоностроения. Длительность простоя сложно спрогнозировать даже в условиях введенного с началом года запрета на продление сроков эксплуатации грузовых вагонов. Уход Якунина с поста президента РЖД подвел под результатами реформы своеобразную черту.

Задача реформы РЖД по восполнению дефицита подвижного состава и созданию внутри отраслевой конкуренции большого количества транспортных компаний без расширения сети железных дорог и восполнения дефицита локомотивной тяги, была оторвана от контекста, а промышленные предприятия, для которых двери операторов РЖД в свое время оказались наглухо закрыты, больше в них не стучатся.

Система «Платон» призвана решить задачу наполнения дорожных фондов за счет владельцев транспортных средств, приносящих нашим дорогам наибольший ущерб.

Во-первых, не следует забывать почему возросла нагрузка на автомобильные дороги. Во-вторых, не следует подменять понятия. Причина разрушения дорог – не грузовые автомобили как таковые, а перегруженные транспортные средства. Все-таки, какую задачу решает Платон, если действие статьи 12.21.1. КоАП никто не отменял?

По статистическим данным Федерального дорожного агентства, не менее 30% грузовиков осуществляют автоперевозки с перегрузом в пределах 30-45%. За превышение весовых ограничений от 2% до 10%, владелец транспортной компании рискует заплатить штраф, в соответствии со статьей 12.21.1 КоАП, в размере до от 100 до 150 тыс. рублей, водитель – до 1,5 тыс. рублей, лицо, ответственное за выпуск грузового автомобиля на линию – до 15 тыс. рублей. Если превышение составляет от 20% до 50%, то размер санкций несколько меняется: 400 тыс., 10 тыс. с временным лишением водительского удостоверения, 40 тыс. рублей соответственно. Если нарушение установлено техническими средствами с применением видеозаписи, собственник транспортного средства автоматом получает уведомление в сумме 150 тыс. и 300 тыс. рублей соответственно. Зачем мы цитируем КоАП?

Чтобы предположить невозможное: все виновные за перегруз наказаны и штрафы оплачены. Выходим на порядок цифр, близкий к «проектной мощности» системы Платон. Различия ситуаций заключаются в том, что в последнем случае это выбор, в результате которого нарушители правил автоперевозок навряд ли будут выстраиваться в «улитки». Кроме того, это серьезные инвестиции в реальный проект по созданию инфраструктуры станций автоматического весогабаритного контроля, в котором бортовым устройством со спутниковой навигацией уже не отделаться. Экспериментальные станции год назад были установлены на пятьдесят пятом километре Можайского шоссе и в Казани. Накопленная за период испытаний статистика любопытна и говорит лишь о том, что данные Росавтодора покрыты ретушью, собственно так же, как и наши перспективы в экономической турбулентности наступившего года.

Urfotrans.ru