Автоперевозки холодной зимой

Опубликована 09 апреля 2010, 09:15

Сегодня можно дополнить материалы статьи «Грузоперевозки в УрФО.  Ожидания 2010". Достроим диаграмму  индекса промышленного производства в 2009 – первом квартале 2010 года (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Индекс промышленного производства 2009 г.

Сопоставим диаграмму изменения индекса промышленного производства в 2009 году с диаграммой изменения индекса промышленного производства в 2008 году (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Индекс промышленного производства 2008 г.

Повод для оптимизма есть. Подъем на стыке 2009 -  2010 годов, на который отреагировали как РЖД, так и автомобильные транспортные компании, правда, по разному.

Если для предприятий отрасли сравнить декабрь 2009 и январь-февраль 2010, то можно лишь констатировать характерный для этого перехода ежегодный спад.  Грузооборот в январе 2010 г. составил для железной дороги 89,5%, на автоперевозки пришлось 72,3%, в феврале РЖД просели до 84%, автоперевозки подросли до 77% (диаграмма 3).

Объем перевозок составил для РЖД  - 91,6% в январе, и практически не изменился в феврале,  на автоперевозки пришлось 65,1% в январе, и десяти процентное увеличение в феврале (диаграмма 4).

Диаграмма 3. Динамика изменения грузооборота относительно декабря 2009 г.

Диаграмма 4.  ЖД и автоперевозки: динамика изменения объемов 

Гораздо интереснее сопоставить январь 2010 года с январем 2009. РЖД продемонстрировала почти семнадцати процентный рост грузооборота (116,6%), просев в феврале на 6%, грузооборот автоперевозки увеличивают грузооборот  на 2,6% в январе 2010, и в феврале прибавил  6% (диаграмма 5).   Объем перевозок по железной дороге составил в январе 2010 г., и прибавил 1% в феврале,  автоперевозки соответственно: 88,8% в январе, в феврале возврат на уровень декабря 2009 г. (диаграмма 6).

Из приведенных цифр следует, что не произошло больших качественных изменений на железной дороге на фоне ощутимого увеличения количественных показателей, обусловленных ростом индекса производства.

Диаграмма 5. Динамика изменения грузооборота относительно января 09 г.

Диаграмма 6.  ЖД и автоперевозки: динамика изменения объемов  относительно января 2009 г.

Автоперевозки претепевают структурные изменения: возить стали  меньше, но дальше.

В диаграммах 5 и 6 годовая динамика грузооборота и объемов перевозок взяты как тренд по начальным и конечным точкам без учета сезонных колебаний.

Общие заключения из приведенных цифр, проиллюстрированных диаграммами, можно сделать следующие:  автоперевозки, после сезонного снижения грузооборота и объемов, демонстрируют кратковременную тенденцию к росту. Увеличивается дальность.  Более определенные выводы на основании имеющихся данных делать пока рискованно, т.к. углы наклона прямых грузооборота и объемов перевозок  автомобильным транспортом разнонаправлены.

Кривая индекса промышленного производства позволяет, с определенной степенью вероятности предположить, что краткосрочная тенденция роста грузооборота и объемов могут перейти в нечто более постоянное.

Попробуем охарактеризовать автоперевозки в общем: не смотря на то, что в предыдущем году с рынка ушло порядка 30% предприятий, объемы сохранили прошлогодние значения. Это означает, что автомобильные транспортные компании стали работать более интенсивно. Однако это не означает, что спрос на транспортные услуги начал превышать предложение. Если взять вопрос ценообразования на автоперевозки, то в нем трудно уловить какую-либо систему, хотя в аналитических изданиях уже говорилось о том, что цены вернулись к уровню прошлогодних. Напомним, что минимум констатировался летом 2009 года. Экономический спад наложил свою печать на отношения перевозчиков и грузовладельцев. Многие транспортные компании работают по постоянным договорам со средними и крупными промышленными предприятиями, не смотря на то, цены отрегулированы по минимально приемлемому для автоперевозчиков уровню. Работают, даже не смотря на возрастающие, в некоторых случаях дебиторские задолженности, обусловленные снижением именно платежеспособного спроса в условиях отсутствия денежных ресурсов в реальном секторе экономики. Примерно то же следует из опубликованных Росстатом данных опроса автотранспортных предприятий. Большая часть респондентов считает: падение спроса на автоперевозки замедлило свой темп; в тарифах на автоперевозки наметился незначительный рост; численность занятых в отрасли сократилась; большая часть компаний испытывает затруднения с оборотными средствами; не смотря на некоторую положительную индексацию тарифов на транспортные услуги, большинство компаний работает на грани рентабельности. Именно в силу последнего сложно предположить, что программа по утилизации грузового автотранспорта получит всенародную поддержку. К этой инициативе нельзя относиться без некоторой доли иронии, учитывая, что буквально год назад многие компании, другое слово подобрать сложно, сливали свои первоклассные авто,  соответствующие высоким стандартам по классу «Евро», купленные в лизинг. Спустя год мы серьезно озаботились тем, что подвижной состав у нас времен буржуазно-демократической революции и старше, а о стандартах «Евро» и говорить не приходится.

Но, может быть, лучше позже, чем никогда.

Urfotrans.ru

Публикация подготовлена с использованием материалов Росстата.