Автоперевозки в трэнде роста

Опубликована 12 февраля 2011, 14:00

Цены на автоперевозки в конце 2010 – начале 2011 года возросли пропорционально росту цен на дизельное топливо.  Если быть точнее, то они стремятся к величинам, проиллюстрированным на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Индексация цен на автоперевозки

 Понятно, что тарифы на автоперевозки не могут индексироваться в пропорциональной зависимости от стоимости топлива. Просто есть и другие мотивы. Транспортные компании ставят своей целью взять реванш за период дефолта. Поэтому грузоотправители пока с трудом воспринимают эти цены, транспортные компании считают их вполне обоснованными. К концу текущего квартала эти значения, скорее всего, станут нормой.

В ноябре 2010 года был принят Федеральный закон об изменениях ставок акциза на бензин с 1 января 2011 года. Спокойный в 2010 году рынок отреагировал на это нервозно. Уровень цен на дизельное топливо взлетел к началу января 2011 года до отметки 128% к уровню декабря 2009 (см.диаграмму 2).

Диаграмма 2. Индексация цен на дизельное топливо.

 Но судя по всему, это не предел. Рост цен на прочие энергоносители и рост цен на нефть спровоцируют дальнейшее повышение цен на нефтепродукты. Поэтому вполне закономерно, что автоперевозки подорожают к концу марта до 35 рублей за километр, и уже без всяких натяжек. Спрогнозировать майскую стоимость автоперевозок пока не представляется возможным. Увеличение ставок акцизных налогов должно дать дополнительные средства для наполнения дорожных фондов. Именно это и предстоит сделать нашему терпеливому, и привыкшему ко всему потребителю. Наполнить дорожные фонды.

Вообще 2011 год должен быть очень интересным. Острый дефицит полувагонов и платформ на железной дороге и галопирующие цены на железнодорожные грузоперевозки, уже приводят к тому, что рудные, о которых транспортные компании в недалеком прошлом даже не помышляли, постепенно становятся грузами автомобильными. Интересный штрих. Год назад парк самосвальных грузовых автомобилей, был загружен не более,  чем на 50%. Сегодня спрос на самосвалы превышает предложение, и многие компании планируют серьезные закупки. Возможно, спрос на самосвальные автоперевозки отчасти продиктован и климатическими факторами.

Что касается цен на железнодорожные грузоперевозки, то в прошлом году грузовладельцы скрепя сердце воспринимали коэффициент 1,2 – 1,3 к тарифу 1001.  Сегодня коэффициент 1,5 – 1,7 мы будем воспринимать как нечто само собой разумеющееся.  Тенденция продолжается. Миграция грузов с железных на автомобильные дороги. (См. заметку "Автоперевозки на конкурентном рынке"). То же самое касается, а может даже и в большей степени, железобетонных изделий, которые уже в пределах области перевозились по железной дороге. Сейчас эта категория грузов перебирается в отрасль автоперевозок, которые осуществляются на достаточно большие расстояния.

Есть и другая категория грузов. Грузы с небольшим объемным весом. Например, маты теплоизоляционные. Простой пример. Везем данную категорию груза из Екатеринбурга в Тюмень, Омск и Красноярск. Запрашиваем тариф 1001 на железнодорожные грузоперевозки. С учетом коэффициента 1,4 и объемной нормой погрузки 88 м.куб. получаем 470, 710 и 1261 руб. на метр кубический соответственно. Усредненные цены на автоперевозки, выраженные так же в рублях на метр кубический,  составляют 234, 636 и 1306 соответственно. На диаграмме 3 расчеты проиллюстрированы графически. Прямые стоимости автомобильных и железнодорожных  перевозок очень неохотно начинают расходиться на расстоянии порядка 2000 км. О скорости перевозок мы даже не говорим.

Диаграмма 3. Дальность - стоимость перевозок, выраженная в руб. на метр кубический  для грузов с небольшим объемным весом.

Что касается прочих категорий грузов, то сейчас на первое место выходит скорость доставки и условие: от дверей до дверей.

 В пору задуматься о том, в каком направлении сейчас идут реформы РЖД. На рынке образовалось 1400 операторов, каждый из которых на первоначальном этапе стремится к максимальной прибыли, но явно не к созданию сообщества лояльных потребителей вокруг своей компании.

По всей видимости, именно из суммы этих факторов и вытекает прогноз роста рынка коммерческого автотранспорта до 30% в течение года.

В частности, крупнейшим игроком на рынке автоперевозок УрФО ОАО Лори подписан контракт на поставку ста  автомобилей Volvo.

Если посмотреть на автоперевозки под более широким углом зрения, то в целом можно действительно сказать, что 2010 был годом адаптивным. В текущем году уже намечается ощутимый рост. 

 

Urfotrans.ru