Росавтодор сведет концы с концами

Опубликована 08 сентября 2013, 13:18

В публикации «Три рубля авансом» мы говорили о введении в следующем году дорожных сборов для собственников грузовых автомобилей с разрешенной массой более двенадцати тонн за осуществление автоперевозок по дорогам федерального значения. Не исключено, что ожидаемое введение закона № 504 явилось одной из причин того, что в текущем году не вводились сезонные ограничения на автоперевозки. Эти традиции до недавнего времени были незыблемы, несмотря на то, что ГОСТы на дорожные одежды не содержат в себе таких понятий, как «период таяния снегов» и  «дневные температуры в летнее время года».

Попробуем, хотя бы ориентировочно, представить, что это означает в цифрах.  По оценкам федерального дорожного агентства, стоимость ремонтов автодорог после завершения периода весенней эксплуатации составляет порядка четырехсот миллиардов рублей. Думается, это цифра является средней потолочной, однако других цифр в открытых источниках информации нет. Тот же самое агентство констатирует, что от транспортных компаний за период действия весенних ограничений поступает лишь около четырех миллиардов рублей, то есть порядка одного процента от стоимости ремонтов. Тогда вообще возникает вопрос о целесообразности введения сезонных ограничений, так как отдачи от них нет, а проблем для промышленных предприятий более чем достаточно. Здесь следует еще раз оговориться, что приведенные цифры нам следует воспринимать как аксиому.

 Какова же может быть отдача от вновь вводимых сборов? Выполним самые примитивные расчеты. В России на учете ГИБДД состоит порядка шести миллионов грузовых автомобилей. Грузовые автомобили с разрешенной массой двенадцать тонн и более составляют примерно половину. Средний пробег грузовика за сутки составляет сто двадцать километров. Предположим, что автодороги федерального значения приходится пятьдесят процентов. Один грузовой автомобиль будет давать стране сто семьдесят пять рублей. Укрупняя расчеты, получим, что в федеральные дорожные фонды будет попадать около двухсот миллиардов рублей. Замечательно. Росавтодор почти сводит концы с концами, а финансовая нагрузка на транспортные компании в части дорожных сборов возрастает не в разы, а почти на два порядка! Готовы ли автоперевозчики к такому повороту событий? Думается, что нет. Даже в том случае, если стоимость сезонных пропусков составляла менее процента в составе годовых затрат на автоперевозки.

В этой ситуации ясно одно. Тарифы на автомобильные грузоперевозки взлетят, потянув за собой тарифы на грузоперевозки железнодорожные. В движение придет весь рынок транспортных услуг.

Невольно хочется  задать вопрос: на сколько обоснована эта цифра, три с половиной рубля за километр пробега? Возможно ли окупить стоимость ремонтов и строительства дорог лишь за счет тех, кто непосредственно передвигается по ним? Ведь если посмотреть на вопрос шире, то пользователями дорог автоперевозчики выступают лишь опосредованно. Реальными пользователями являются промышленные предприятия, которые перевозят сырье и готовую продукцию. И которые, кстати, платят налоги.

Urfotrans.ru