Акценты покупательского спроса

Опубликована 24 июня 2013, 18:48

У Россиян есть свой неповторимый менталитет, который проявляется во всем. В частности в нашем отношении к длительности эксплуатации автомобилей. Оказывается, что легковые автомобили мы меняем гораздо чаще других, грузовые автомобили, и это уже стало злободневной темой, гораздо – гораздо реже.

Средний срок эксплуатации легковых автомобилей составляет четыре года. Грузовые автомобили эксплуатируются до победного конца. Средний возраст грузовиков несоизмеримо выше. 

В США, Китае и Индии легковые автомобили меняют один раз в пять лет, в состоятельной Германии и изолированной Канаде один раз в семь лет. Означает ли это, что российские владельцы легковых автомобилей состоятельнее американцев или немцев? Конечно же, нет. Средний уровень доходов в США и Германии в два с лишним раза превышает российский показатель.

Тогда почему мы меняем машины чаще? Наш менталитет таков, что иррациональные мотивы смены автомобиля преобладают над рациональными мотивами. Для нас очень важен статус. Чем дороже автомобиль, тем «круче» владелец. Другими словами это принцип показного потребления. Еще чаще меняют автомобили класса «премиум». Раз в два года. Владельцы таких автомобилей очень щепетильны в вопросах деловой репутации.

Собственно тот же принцип заложен в основу выбора автомобиля. При покупке легкового автомобиля большинство россиян не задумываются о том, сколько будет стоить его содержание авто в отличие, скажем от наших коллег из Германии, которые выполнят скрупулезные сравнительные расчеты по предварительно намеченным моделям. Данные для расчетов предлагаются как дилерами, так и рейтингами авторитетных аналитических агентств. Кстати, российские транспортные компании уже пересмотрели свой подход к приобретению подвижного состава. Ранее они руководствовались исключительно ценой приобретения. Сегодня на первый план, как и для потребителей большинства развитых стран,  выходит стоимость владения, так как грузоперевозки становятся малодоходным бизнесом и приходится решать задачу снижения всех видов издержек.

Стоимость годовых затрат на содержание самого обыкновенного автомобиля достаточно высока, если учесть, подчеркнем это слово, «все» составляющие. В среднем это тридцать процентов на топливо, десять – на техническое обслуживание, страховку и транспортный налог. Но есть еще одна. Это потеря стоимости при продаже, которая зависит от марки и класса авто. Автомобили представительского класса теряют в своей стоимости гораздо больше, чем автомобили класса эконом. Audi A6 за три года эксплуатации теряет около пятидесяти процентов. Японские авто среднего ценового диапазона не более двадцати пяти. Внутри классов так же существуют различия. Lacetti теряет меньше чем Accent. Двадцать процентов против тридцати. Различие в темпах обесценивания зависит от большого количества факторов. Имидж, ценовая политика, популярность, ремонтопригодность и стоимость обслуживания. Выигрывают марки, которые продаются без особого прицела зарабатывать на сервисном обслуживании, хотя все отдают себе отчет в том, что при насыщении рынка это может превратиться в основной вид бизнеса. Компании, устанавливающие наиболее длительные интервалы в сервисном обслуживании, как правило, получают дивиденды в виде заметного увеличения объемов продаж. Отсутствие акцента покупателей на факторе стоимости владения позволяет дилерам компаний без жесткой вертикальной интеграции проводить ничем не обоснованную ценовую политику в части стоимости запчастей и проведения ремонтов. Думается, что многим это хорошо знакомо.

Грузовые автомобили живут примерно по тем же законам. Исключение составляют грузовики отечественного производства, потеря стоимости которых не идет в сравнение ни с одной иномаркой. 

Urfotrans.ru