Авиаперевозки в России

Опубликована 05 мая 2014, 18:50

Сравнивая состояние отрасли авиаперевозок с девяностыми годами, делаем самый очевидный вывод: объемы перевозок существенно снизились, дальность перевозок возросла. По количеству пассажиров авиация не дотягивает до 1990 года 6 шесть млн. человек, значительно обгоняя перестроечный период по пассажирообороту. То же касается и грузоперевозок воздушным транспортом. По объему  более чем двукратный спад, по грузообороту двукратных рост. Эти цифры хорошо иллюстрируют сегодняшнее состояние региональной авиации.

Вооружившись данными Росстата, построим несколько зависимостей.

Диаграмма 1. Пассажирские перевозки воздушным транспортом, объем.

Диаграмма 2. Пассажирские перевозки воздушным транспортом, пассажирооборот.

Диаграмма 3. Грузоперевозки воздушным транспортом, объем.

Диаграмма 4. Грузоперевозки воздушным транспортом, грузооборот.

Проиллюстрированное диаграммами снижение объемов от 1990 года к 2000 году обусловлено двумя причинами. Во-первых, это снижение спроса на авиаперевозки, продиктованное значительным повышением стоимости авиабилетов и наличием более дешевой альтернативы в виде железнодорожного транспорта, и, во-вторых – общее состояние отрасли, связанное с высокой степенью износа воздушных судов, отсутствием инвестиций, и, как следствие, сокращение количества авиакомпаний.

Тенденция к сокращению количества авиакомпаний сохранилась и сегодня. По данным Федерального агентства воздушного транспорта в 2011 году на рынке авиаперевозок действовало сто двадцать шесть компаний. Правило Парето почти безотказно работает во всех отраслях экономики. В отрасли авиаперевозок 60% от общего объема пассажирских перевозок выполняют шесть ведущих в России авиакомпаний, 90% перевозок выполняется двумя десятками компаний. Это означает, что количество авиаперевозчиков в самое ближайшее время снизится до трех-четырех десятков, авиакомпании, не обладающие запасом финансовой прочности, покинут рынок.

Крупнейшей авиакомпанией России является «Аэрофлот». По данным на сентябрь 2013 года, численность парка воздушных судов составила 137 единиц, большая часть которых - машины Airbusразличных модификаций. В 2012 году самолетами авиакомпании было перевезено 17,5 млн. пассажиров.

Далее следует авиакомпания «Трансаэро» с численностью парка 98 воздушных судов по данным на январь 2014 года. Доля компании в пассажирообороте воздушного транспорта России оценивается в 20%. В 2011 году услугами компании воспользовались 8,5 млн. человек.

За «Трансаэро» следует «S7» с парком из 56 машин Boeing и Airbus по данным на апрель 2014 года. В 2013 году на борту воздушных судов компании побывало 6,5 млн. пассажиров.

Парк компании «Уральские авиалинии» насчитывает, по данным на март 2014 года, 31 самолет марки Airbus, и заказано еще шесть самолетов. В прошлом году объем авиаперевозок компании составил 4,4 млн. пассажиров.

Продолжает рейтинг компания «ЮТэйр», в распоряжении которой находится 108 воздушных судов, из которых большая часть приходится на Boeing и ATR, а так же более двух сот вертолетов для региональных авиаперевозок. По данным за 2007 год компания обслужила около трех миллионов пассажиров.

Парк авиакомпании «Россия», занимающей пятое место в рейтинге, состоит из 34 самолетов по данным на конец 2013 года. В 2011 году компанией было перевезено 3,5 млн. пассажиров.

Рост числа пассажиров российских авиакомпаний в первом квартале 2014 года составил 10% по сравнению с первым кварталом 2013 года. В числе лидеров роста «Уральские авиалинии» - 26%, далее «Аэрофлот» - 15%, далее S7 – 12%. Количество пассажиров транспортной компании «ЮТэйр» сократилось на 2%.

Одной из негативных тенденций рынка следует считать снижение процента занятости кресел. В первом квартале занятость снизилась на 1,2% и составила 76%. В аналогичном периоде прошлого года был отмечен трех процентный рост. К концу года этот показатель будет однозначно скорректирован в плюс, так как туристический сезон только начинается.

Urfotrans.ru