Авиапром идет на взлет

Опубликована 17 марта 2015, 20:36

По состоянию на январь 2014 численность российского парка воздушных судов (ВС) составляла 1120 единиц: 986 судов для пассажирских авиаперевозок и 134 для осуществления грузоперевозок.

В сегменте пассажирских самолетов на самолеты отечественного производства приходится 32%, что в абсолютном исчислении составляет 321 единицу. Соответственно, на самолеты зарубежного производства приходится 68% - 665 единиц. Структура парка по маркам и признаку производства приведена на диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

В сегменте воздушных судов, осуществляющих грузоперевозки, ситуация иная: доминирование самолетов отечественного производства, на которые приходится 89% - 119 единиц. На импортные приходятся оставшиеся 11% - 15 единиц.

Процесс активного замещения отечественных самолетов, производство которых упало в разы, начался в 2000 годах. В 2003 году доля импортных пассажирских самолетов составляла 5%, в 2008 году уже 30%, в 2011 году – 60%. Сегодня, как уже было упомянуто раннее 68%. За период 2012-2013 годов на российский рынок авиаперевозок было поставлено лишь 6% отечественных самолетов. Это авиалайнеры SSJ-100, общая численность которых в парке на начало 2014 года составляла 13 единиц.

К 2020 году в России прогнозируется двух кратное увеличение пассажирооборота, который на сегодняшний день составляет 200 млрд. пкм. Соответственно, объем ожидаемых поставок воздушных судов составит порядка 1000 единиц. (Обзор рынка авиаперевозок см. в публикации «Авиаперевозки в России»)

Кто поставит эти самолеты?

Планируемый объем производства самолетов МС-21 составит 72 единицы в год. К серийному производству корпорация «Иркут» приступит в 2017 году. Следует заметить, что МС-21 является неким ребрендингом марки Як, и расшифровывается как «магистральный самолет 21 века». Общий объем инвестиций в проект по созданию воздушного судна МС-21 составит около 190 млрд рублей. 70 млрд. будет выделено из государственного бюджета, примерно столько же инвестирует Сбербанк, оставшийся объем придется на частные инвестиции.

МС-21 относится к наиболее востребованному классу самолетов, вместимостью 150-180 кресел. Основными конкурентами являются Airbus A320 и Boeing 737-800. Однако отечественная разработка превосходит своих конкурентов по дальности, комфорту, уровню шумов, и, что особенно важно – по экономичности и операционным расходам. Экономический эффект от внедрения разработанного в России двигателя РД-14 составит 4 млн. долларов в год. Таким образом отечественная разработка является достойной альтернативой американскому двигателю Pratt & Whithney- PW-1400G, применяемом на Airbus и Boeing. Снижение веса несущих конструкций фюзеляжа достигнуто за счет сочетания металлических и композитных материалов.

Лучше других весь драматизм проекта SSJ-100 (Sukhoi Syperjet) мог бы описать только Артур Хейли. Однако, компания «Сухой» преодолела все трудности. В 2011 году было выпущено 5 отработанных серийных самолетов. Проектная мощность завода в Комсомольске-на-Амуре составит 60 машин в год. Крушение самолета, выполнявшего демонстрационный полет в Индонезии в 2011 году, не помешало Сухому вывести на рынок авиаперевозок самые перспективные модели в классе региональных самолетов с количеством посадочных мест от 90 до 120. По состоянию на начало 2014 года в авиакомпании «Аэрофлот» эксплуатировалось 10 самолетов SSJ-100, суммарный налет которых с момента ввода в эксплуатацию превысил 30 тыс. часов. Объем инвестиций в проект SSJ соизмерим с объемом инвестиций в проект МС-21.

Таким образом, в России складываются вполне реальные предпосылки к замещению импортных воздушных судов, воздушными судами отечественного производства, за счет которых, в период до 2020 года может быть закрыто не менее 50% потребностей отечественного рынка авиаперевозок.

Для скептиков заранее следует оговориться в том, что производство высокотехнологичной продукции в большинстве отраслей носит интернациональный характер. Тем не менее, проекты о которых говорилось, реализуются по технической документации, разработанной российскими инженерами, и не имеют ничего общего с элементарной отверточной технологией.

Urfotrans.ru

Публикация подготовлена с использованием материалов Института гражданской авиации.