Производство автошин в России

Опубликована 28 апреля 2014, 20:07

Картина, сложившаяся на российском рынке автошин в общих чертах напоминает картину, сложившуюся на автомобильном рынке. Доля импорта достаточно высока. Из 60 млн. автошин, потребляемых в России, импортируется 24 млн.  Основными странами-импортерами являются Китай и Южная Корея.  Прирост объемов производства идет за счет зарубежных компаний.

Диаграмма 1. Соотношение «производство-импорт» автошин

В сегменте автошин для грузовых автомобилей доминируют российские марки. Темпы роста продаж идут на снижение, и в ближайшие два-три года не превысят двух процентов.

Соотношение «легковые – грузовые» автошины близко к соотношению легковых и грузовых  автомобилей в отечественном автопарке. Из общего объема потребления на грузовые автошины приходится 8 млн. единиц. В относительном исчислении это составляет около 14%. Следует заметить, что этот объем включает в себя сегмент автобусов и спецтехники. На грузовые автомобили в чистом виде остается около 9%.

Рынок автошин можно условно разделить на первичный и вторичный. Под первичным подразумеваем продукцию, отгруженную на автомобильные заводы. В 2013 году было произведено порядка 2,5 млн. легковых и около 0,2 млн. грузовых автомобилей. Таким образом, на первичном рынке российские шинники разместили примерно 10 млн. единиц своей продукции, что в относительном исчислении составляет 17%, 83% поступает на вторичный рынок, то есть на замену. Следует заметить, что приведенные расчеты носят оценочный характер.

В 2012 году, группой шинных заводов «Татнефть», в которую входят ОАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» и ООО «Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин» было выпущено порядка 13 млн. изделий.

11 млн. шин для легковых автомобилей выпустила финская компания Nokian, локализовавшая свое производство в Ленинградской области.

Предприятиями группы компаний ОАО «Кордиант» освоено 8,7 млн. изделий различного назначения, что составляет без малого 22% от общего производства шин в России. Доля грузовых автошин в общем объеме выпуска составляет 33%. В состав группы входят: ЗАО «Кордиант-Восток» с проектной мощностью производства 2,4 млн. шин в год; ОАО «Ярославский шинный завод» с проектной мощностью 5,1 млн. шин; ОАО «Омскшина» с проектной мощностью 2,7 млн. шин в год. Основными брендами компании являются Cordiant – легковая и легкогрузовая серия и TyRex– грузовые автошины. До 2018 года холдинг планирует увеличить объем производства до 12 млн. шин в год. Следует заметить, что заводы «Кордиант» являются выделенным направлением бизнеса компании «Сибур».

Производственные мощности завода Continental, созданного в Калуге совместно с шинниками из Германии, составляют 4 млн. изделий в год. В 2012 году завод выпустил около 2,5 млн. автошин. Акцент предприятия поставлен на выпуске всесезонной и зимней резины, как для легковых, так и для грузовых автомобилей. Факт сам по себе не удивителен, так как менее чем через год, на территории стран Таможенного союза, вступает в силу новый Регламент о безопасности колесных транспортных средств, в соответствии с которым зимняя резина становится обязательной для использования в соответствующие климатические периоды..

В перспективе руководство компании планирует выйти на объем порядка 16 млн. автошин в год.

Говоря о производстве нельзя не остановиться на новых проектах, особое место по значимости которых занимает завод Bridgestone в Ульяновске, запуск которого намечен на 2016 год, а уже к 2018 году предприятие планирует выйти на объем около 4 млн. автошин в год. Строительство завода скреплено четырехсторонним соглашением о совместной деятельности между компаниями Bridgestone Corporation, Mitsubishi Corporation, Правительством Ульяновской области и ОАО «Корпорация развития Ульяновской области».

Диаграмма 2. Объемы производства автошин в России.

Активно наращиваются объемы производства действующих заводов. Можно предположить, что к 2018 году производственные мощности российских предприятий позволят вытеснить с рынка импортные автошины. Но это лишь теория.

Приведенные выше данные по объемам производства опубликованы пресс-службами предприятий.

Urfotrans.ru